Много легенд ходит о вырезанных сценах из оскароносного фильма Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Я решил, основываясь на воспоминаниях режиссёра и актёров фильма, собрать всю информацию в единое целое. По словам Алексея Баталова, фильм был сильно урезан при монтаже - он стал на час короче. В первую очередь это коснулось "откровенных сцен".
Вот фрагмент стенограммы заседания худсовета, на котором обсуждалась уже смонтированная картина. Докладчиком был тогдашний директор киностудии Николай Сизов:
"Некоторые моменты в картине меня просто поразили. Например любовная сцена с Табаковым. Если бы вам показать её в первоначальном виде, как она была в начале, вы бы ужаснулись! Это просто непристойно!. То же касается и сцены соблазнения героини в квартире профессора в первой серии.
Из Меньшова должен вырасти хороший мастер. Но с точки зрения художественного вкуса, ему надо просто помочь отрешиться от некоторых мыслей, которые уводят картину в сторону".
Так что же там было в любовной сцене с Табаковым? Если верить словам Меньшова и Табакова, ничего страшного в этой сцене не было. Но как посчитали "наверху", актеры "сильно переигрывали" и "слишком торопливо раздевались", оставаясь в одном нижнем белье.
Уменьшили и сцену соблазнения Катерины, от которой осталось лишь слабое "нет" или "не надо" (точно уже не помню)
По словам Веры Алентовой, сильно подсократили начало второй серии, где её героиня принимает душ, а её дочь одевается танцуя.
Также, по словам Баталова, сильно сократили разговор Гоши и Николая в коммуналке. Помните? Когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии.
Герой Баталова сидел в плаще на голое тело. И когда он поднимался за новой бутылкой, это было заметно… (Баталову тогда пришлось тяжело - сцену снимали зимой, в доме без отопления, готовящемся под снос, а Алексей Владимирович был сильно простужен)
Кстати, об этой сцене. Здесь подсократили ещё один момент.
"Что происходит в мире?" - спрашивает Гоша, наливая. - "Стабильности нет, - отвечает ему Николай. - Террористы опять захватили самолет компании "Эйр Франс". Так вот, "Эйр Франс" во избежание международных проблем решили вырезать. И если по сценарию Гоша и Коля распевают "По Дону гуляет казак молодой", в фильме они всего-навсего разделывают леща.
"В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и "выпало" немало хороших реплик", – говорит Алексей Баталов.( Тут Алексе?й Влади?мирович по моему что то путает, с пьянством стали бороться уже при Горбачеве в 1985, а фильм снимался в 1979-80г.)
Вырезали и некоторые сцены с хоккеистом Гуриным, которого сыграл Александр Фатюшин. Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, и очень жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта "Лужники": советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи.
Куда больше жаль было Фатюшину последней вырезанной сцены. Если помните, ближе к концу фильма все собрались на даче, Гурин "завязал", перешел на тренерскую работу... Три героини сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: "Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!". Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: "Нет, завязал - значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься"
Были и изменения в фильме во время съёмок и доработки сценария. Меньшов увеличил его с 60 страниц до 90. Возникли новые сюжетные линии, новые герои, к примеру история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств. По сценарию главная героиня - депутат Моссовета - вела прием избирателей. "Скучно!" - решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Екатерину за "работника главка - очень ответственного - всего пятидесяти трех лет".