Как бы мы ни критиковали засилье сиквелов на экранах, они по-прежнему остаются движущей силой бокс-офисов. Тем неожиданнее было видеть в недавних новостях сообщения о сразу двух продолжениях, которым не суждено появиться на экранах. Сначала расстроившиеся участники «Чужого 5» рассказали зрителям о том, каким могло быть продолжение знаменитой космосаги, а затем из прокатных планов исчезла вторая «Фантастическая четверка» после подсчета убытков от выхода первого фильма. Мысленно простившись с этими двумя сиквелами, мы вместе с порталом Film.ru вспомнили о других продолжениях, которые анонсировались, но так и не были воплощены в жизнь.
«Инопланетянин 2: Ночные страхи»
О продолжении «Инопланетянина» Стивен Спилберг задумался сразу после релиза одного из самых удачных своих семейных фильмов. Широко известно (и мы упоминали об этом не раз), что идея «ET» возникла у режиссера после того, как он «расчленил» свой хоррор-проект «Ночные небеса» – «добрая» его часть отправилась в «Инопланетянина», «злая» же – в «Полтергейст». Однако, очевидно, фильм о призраках не утолил жажду Спилберга к ужасам, и Стивен задумал продолжить «Инопланетянина» не самым очевидным образом – напугать тех, кто влюбился в героев оригинального фильма. Сюжет сиквела строился на том, что Эллиот и его друзья оказываются в плену у злых пришельцев. Чтобы спастись, детям нужно найти своего старого приятеля, которому они помогли на Земле, но для этого придется вступить в настоящую битву с алиенами. Жаль, но пыл Спилберга очень быстро остыл, и «Инопланетянин» остался доброй сказкой.
«Возвращение обезьян»
С франшизой «Планета обезьян» за ее многолетнюю историю происходило столько всего, что об этом можно написать добротную книгу, однако нас в свете темы нереализованных сиквелов интересует небольшой промежуток времени на рубеже 80-х и 90-х годов. Тогда выдохшуюся классическую линию решено было оживить, но у студии просто не было хороших идей для перезапуска. Свое плечо Fox хотел подставить Оливер Стоун. Он пришел на студию с идеей приквела оригинального фильма 1968 года, в котором рассказывалось бы о том, что послужило причиной взлета цивилизации обезьян и деградации человеческой расы. Наметки сценария содержали путешествия во времени, генетические «бомбы», опыты на человеке и животных. Главная роль ученого, разбирающегося в проблемах генома, была предложена Арнольду Шварценеггеру. Вот только студия посчитала сценарий слишком мрачным, боссам хотелось юмора и шуток, на что Стоун пойти никак не мог. Проект заморозили, а затем передали Тиму Бертону – результат известен.
«Тройняшки»
Время от времени Арнольд Шварценеггер говорит о продолжении комедии «Близнецы» так, словно его появление дело давно решенное. А между тем разговоры длятся уже многие годы, но проект так и не сдвинулся с мертвой точки. Вроде бы все согласны – к звездам первого фильма Шварценеггеру и ДеВито присоединился Эдди Мерфи, в кресле режиссера продюсеры по-прежнему видят Айвана Райтмана, но о начале съемок никто не заявляет. Последние не слишком радостные новости поступили от актера Джоша Гэда, принявшего участие в написании сценария к сиквелу: «Проект заморожен. Похоже, главные действующие лица так и не решили, нужно ли им это. Будем ждать очередного прилива ностальгии, возможно, это растопит лед вокруг сиквела».
«Кролик Роджер: Мультяшный взвод»
Если вам не нравится фильм «Кто подставил кролика Роджера?», то у вас, скорее всего, просто нет сердца. Обладая же кроме сердца еще и умом, вы не могли не задаться вопросом, почему у столь популярного и успешного мультфильма нет продолжения. Ответ прост – сделать сиквел сразу не хватило сил, а затем поезд безвозвратно ушел. Исполнительный продюсер «Кролика» Стивен Спилберг был заинтересован в том, чтобы ковать железо, пока оно было горячо, у возможного сиквела даже был готов черновик сценария. Согласно скрипту действие картины должно было перенестись на поля Второй мировой, Роджер должен был стать частью специального мультяшного взвода, борющегося с нацистами, в то время как Джессика, плененная Гитлером, стала немецкой кинодивой. Все бы ничего, но в последний момент Спилберг испугался, что сиквел «Роджера» будет дурно сочетаться с недавно вышедшим «Списком Шиндлера», и вышел из проекта. А без твердой руки продолжение скоро увяло и сошло на нет.
«Триумф Бэтмена»
Как бы Джоэл Шумахер ни извинялся за соски на костюме летучей мыши в «Бэтмен и Робин», чаша терпения фанатов четвертым фильмом была испита до дна. «Бэтмен и Робин» отнюдь не был финансово провальным, фильм сумел собрать вдвое больше, чем на него было потрачено, а вот с творческой точки зрения это был полнейший тупик. Заглядывавшая далеко вперед студия Warner Bros. имела в запасе план на пятый фильм – главным злодеем в нем должен был стать Пугало, ведущую роль по-прежнему должен был исполнять Джордж Клуни, а у руля хотели оставить Шумахера, но реакция на четвертую картину была такой, что даже бесстрашные боссы WB замялись и решили притормозить «Триумф Бэтмена» на неопределенный срок. А потом пришел Нолан, и нужда в «Триумфе» отпала.
«Годзилла 2»
Приобретая в 1992 году права на голливудскую экранизацию японской классики, студия TriStar нацеливалась на трилогию, и у сценаристов фильма даже были определенные наметки, куда повернется сюжет после финала первого фильм Роланда Эммериха. По задумке авторов, после финальной бомбардировки кое-кто из отпрысков гигантского ящера должен был выжить, а главные герои картины должны были вывезти потомство на отдаленный остров в Тихом океане, где монстрам предстояла встреча с другими классическими кайдзю. Увы, «Годзилла» 1998 года оставила зрителей и критиков в недоумении – слишком много не самой качественной графики, нелепые персонажи, утомительное топтание сюжета на месте. Продолжение просто оказалось никому не нужно. Обычно студии готовы снять хоть что-то, лишь бы не потерять права, но TriStar с легкостью отказалась от любых притязаний на франшизу уже в 2002 году.
«Ворон: 2037»
Ставший культовым после того, как на съемках погиб Брэндон Ли, готический триллер «Ворон» вряд ли может пожаловаться на малое количество сиквелов. Другое дело, что качество их оставляло желать лучшего, да и выходили они сразу на видео, но эта мрачная колея могла прерваться с появлением сиквела-рдерута от Роба Зомби, получившего название «Ворон: 2037». По тем сведениям, что остались от презентации набросков сценария студии, можно сделать вывод, что Зомби намерен был превратить «Ворона» в постапокалиптический триллер об охотнике за головами, целью которого были бы демоны и призраки, вырвавшиеся из ада. К работе потенциальный постановщик успел привлечь художника французских «Деликатесов», поэтому можно себе представить антураж потенциальной картины. Увы, планы Зомби одобрены не были, а «Ворон» застрял где-то в небытии.
«Поле битвы: Земля 2»
Запущенный в производство фантастический боевик «Поле битвы: Земля» изначально задумывался если не стартовой лентой большой франшизы, то как минимум первой частью дилогии – в основу сценария фильма легла первая половина 1000-страничной книги Рона Хаббарда. Окончание планировалось показать во втором фильме, но тут вмешался целый комплекс неприятностей, обрушившихся на «Поле битвы». Картина, во-первых, была принята в штыки многочисленными противниками сайентологии, без упоминания которой в кино по книге основателя новой религии, конечно же, не обошлось. Во-вторых, «поле битвы: СМИ» сильно повлияли на прокат, люди просто посчитали необязательным идти на кино, которое так ругают. Наконец, в разгар проката вскрылись финансовые махинации производственной компании, занимавшейся съемками. Все это не только поставило крест на продолжении, но и почти уничтожило первую картину, пусть время от времени Джон Траволта и заявляет, что гордится этой работой.
«Гладиатор 2»
Феноменальный успех пеплума Ридли Скотта «Гладиатор» никак не мог оставить равнодушной студию Univrsal, вот только режиссер жестоко обрубил все нити к возможному сиквелу, убив в финале главного героя картины. И все же работа над возможным продолжением велась – сценаристы прорабатывали два пути: одни изучали верование римлян в загробную жизнь, чтобы воскресить Максимуса, другие искали возможность сделать сагу о потомках великого воина, превратив «Гладиатора» в этакого «Крестного отца». Ни тем, ни другим, впрочем, не удалось представить достаточно крепкую концепцию, а потому сиквел остался нереализованным. На место криэйтора продолжения, кстати, одно время претендовал даже музыкант Ник Кейв, предложивший идею о Максимусе, путешествующем во времени и участвующем во всех больших мировых битвах, включая мировые войны и противостояние во Вьетнаме. К счастью, от такого поворота студия открестилась сразу же.
«Сорвиголова: Рожденный заново»
«Сорвиголова» с Беном Аффлеком в главной роли – одновременно и один из худших фильмов в истории экранизации комиксов, и отличный пример того, как представление о картине может изменить режиссерская версия. Да, прокатный вариант «слепого правосудия» был ужасен, но это не значит, что у фильма не может быть продолжения. Идея с сиквелом «Сорвиголовы» долго витала в воздухе, в новом фильме посаженный в тюрьму Фиск должен был организовать охоту на Мэтта Мердока, чья личность стала известна злодею в финале оригинальной картины, и из этого вполне мог получиться этакий «темный рыцарь в красном». Но разбирательства в том, кто виноват в провале проката, несколько уменьшили интерес создателей к продолжению, вместо «Рожденного заново» в свет вышла еще менее адекватная «Электра», а затем права и вовсе уплыли из рук Fox.
«Тонкий нож»
Что удалось «Гарри Поттеру», «Властелину Колец» и «Нарнии», то оказалось не под силу «Темным началам», серии книг Филипа Пулмана. New Line Cinema намеревалась с головой погрузиться в волшебный мир сказок о говорящем белом медведе, а потому в разработке у студии находилось сразу три книги, разделенные на три фильма. Свет успела увидеть только первая экранизация – «Золотой компас», но американские зрители приняли картину крайне холодно. Мировой прокат вроде бы удержал проект на плаву, но воплощению в жизнь двух сиквелов, «Тонкий нож» и «Янтарная подзорная труба», помешал мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году. До 2011 года студия бравурно выступала с заявлениями, что «никто не забыт, ничто не забыто», но потихоньку мысль о невозможности продолжения утвердилась в головах зрителей. Подождем еще пяток лет да потребуем полного перезапуска.
«Зеленый фонарь 2»
Экранизация комикса о Зеленом фонаре должна была стать новым флагманом Warner Bros., которая продолжила бы триумфальное шествие нолановского Бэтмена и могла посоперничать с конкурентами из Disney/Marvel. В проект были вложены огромные деньги, но на выходе получился громкий пшик. Всегда уместный Райан Рейнольдс в главной роли, вдохнувший новую жизнь в Бонда Мартин Кэмпбелл у руля, 200 миллионов долларов бюджета – что могло пойти не так? Не так пошло многое, но у всех свой взгляд на то, что же стало главной причиной скудных кассовых сборов блокбастера. Следом за первыми вестями из кинотеатров сгустились тучи и над сиквелом, который был изначально запланирован, – Рейнольдс вроде бы и готов был продолжать носить кольцо, но испытавшая потрясение студия решила отложить Фонаря на верхнюю полку и заняться более привычными зрителям Суперменом и Бэтменом.
«Девушка, которая играла с огнем»
Фильм Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона» стал одним из самых ярких впечатлений 2011 года – современный нуар, дерзкий, яркий, захватывающий, отлично срежиссированный и не менее достойно разыгранный. Учитывая, что картина снята по первому роману суперпопулярной детективной трилогии, зрители вправе были ожидать скорого продолжения, но его не последовало. Самое странное в этой истории было то, что не была озвучена ни одна причина, почему над очевидным сиквелом не идет работа, больше того, из украденной переписки боссов Sony выяснилось, что в неведении оставалась даже сама Руни Мара, исполнившая главную роль. Как бы то ни было, «игры с огнем», очевидно, не входили в планы студии. И это грустно. «Жаль, но, видимо, мне не суждено вернуться к роли Лисбет Саландер», – посетовала недавно Мара в очередном интервью. Студия же совсем недавно объявила о возможном перезапуске кинофраншизы с другими актерами. Ну-ну.
«Трон 3»
Первые новости о том, что Disney собирается снимать сиквел «Трона», вызвали среди поклонников кино легкий ропот: «Что? Зачем это?» Вопрос справедливый: «Трон», во-первых, не тот фильм, который нуждается в продолжении, а во-вторых, расстояние в 20 лет от оригинала не добавляет будущему проекту интереса, скорее наоборот. Как бы то ни было, свое кино Косински снял, и оно оказалось не самым плохим (Оливия Уайлд, Мартин Шин и Daft Punk явно пошли ему на пользу). Сообщение о запуске работы над триквелом было принято уже не столь категорично: «Ну, ОК, если вы так хотите…» – однако для студии этого оказалось недостаточно. Главы Disney очень скоро сдали назад, заявив, что никогда всерьез не говорили о третьей картине, для нее у них пока нет никаких идей. Видимо, нам предлагают подождать еще 20 лет – первый фильм был отличным тестом для компьютеров тех времен, сиквелом хорошо тестируются новейшие HD-телевизоры, а триквел, похоже, выйдет тогда, когда квартиры зрителей наполнит техника нового поколения.
«Город праха»
Из всех проектов, которые должны были взлететь на волне интереса юных зрителей и особенно зрительниц к «Сумеркам», успеха пока добились только «Голодные игры», да «Дивергент» с трудом, но протаптывает дорожку к поклонникам через кинозалы. Остальным же пришлось умерить амбиции. Так, запланированный сиквел «Города костей» франшизы «Орудия смерти» пришлось отменить из-за слабых сборов и критической несостоятельности первого фильма. До середины 2014 года Sony пыталась каким-то образом выкрутиться из щекотливой ситуации, но вынуждена была признать поражение – найти свободные средства для того, чтобы реанимировать покойника, не удалось. Впрочем, поклонникам книг Кассандры Клэр не стоит отчаиваться – полнометражный сиквел будет заменен телесериалом «Сумеречные охотники». Не худший вариант.