Современного зрителя не так-то просто выбить из равновесия – добиться слез удается не всякой драме, один триллер из десятка вынуждает вжаться в кресло, да и вообще кино почти перестало затягивать. И все же режиссеры не теряют надежд овладеть вниманием своей целевой аудитории – нет-нет да и вставят в свои фильмы что-то такое, что заставляет замереть, вздрогнуть, притихнуть. Мы вместе с порталом Film.ru вспомнили несколько наиболее ярких шокирующих сцен, после которых отпавшие челюсти приходилось придерживать рукой, причем намеренно отказались от фильмов в жанре хоррор. Подлинный ужас ждет вас в самых неожиданных местах.
«Андалузский пес» (Un Chien Andalou, 1929)
Короткометражная картина Луиса Бунюэля давно стала классикой, и сложно найти человека, хотя бы поверхностно знакомого с историей кинематографа, которому неизвестна была бы сцена с разрезанным бритвой глазным яблоком. Но даже с почти столетней историей этот короткий кадр заставляет замереть сердце – словно молния, эпизод пронзает сюрреалистичный видеоряд, порожденный сновидениями самого Бунюэля и его приятеля Сальвадора Дали. Сегодня хорошо известно, как был снят этот шокирующий надрез, но легче фильм от этого не переносится, от подобного ужаса всегда вздрагиваешь, как в первый раз.
«Сало, или 120 дней Содома» (Salo, or the 120 Days of Sodom, 1975)
Фатум не позволил гениальному Пьеру Паоло Пазолини воплотить в жизнь грандиозную задумку – после «Трилогии жизни», куда вошли «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысяча одной ночи», режиссер планировал «Трилогию смерти», но сил автора хватило только на первую ее главу – «Сало». Переполненный сценами насилия, пыток, извращений, сексуальной развращенности фильм был запрещен к показу во многих странах, но при этом стал признанной классикой, разобранной на цитаты. В ужас здесь впору приходить с открывающих титров, поэтому наиболее жуткую из сцен мы предоставим выбрать вам самим.
«Нападение на 13-й участок» (Assault on Precinct 13, 1976)
Детей в кадре без особой надобности убивать не принято. Но нужно совершенно не представлять себе, кто такой Джон Карпентер, чтобы предположить, будто для него в кино могут существовать какие-то запреты. Сцена с автомобильчиком мороженщика изначально кажется всего лишь напряженной – шайка бандитов, разгуливающая по пригороду, пока далеко, и над пустынной улицей безоблачное небо. Но вот гангстеры появляются и приносят с собой хаос, причем жертвами их становится не только мужчина – продавец пломбира, но и маленькая девочка, по нелепой случайности оказавшаяся рядом. Кинематограф после этого уже не будет прежним.
«Белый Бим Черное ухо» (1976)
Сегодня себе это трудно представить, но совсем еще недавно школьников едва ли не в обязательном порядке водили смотреть экранизацию книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Сколько же детских сердец было разбито этим фильмом, сколько литров слез было пролито и какие квадратные километры носовых платков пришли в негодность после просмотра картины Станислава Ростоцкого. Куда там «Хатико»! Рыдать можно с самого начала и до самого конца, а на эпизоде, когда собаке зажимает лапу железнодорожной стрелкой, лучше сделать паузу и выпить валокордина.
«Охотник на оленей» (The Deer Hunter, 1978)
Авторы фильма «Охотник на оленей» подверглись резкой критике за наиболее яркую сцену своего фильма – вьетконговцы якобы никогда не заставляли пленных американцев играть в «русскую рулетку». Однако режиссер Майкл Чимино не только настаивал на уместности этого жестокого шоу, связывающего остальные детали общей картины, но и уверял, что знаком со свидетельствами столь изощренной пытки. Как бы то ни было, самоубийственная дуэль героев Кристофера Уокена и Роберта Де Ниро – тот самый эпизод, который даже самому отъявленному цинику заткнет рот.
«Мизери» (Misery, 1990)
Если отбросить упоминание в титрах имени Стивена Кинга, то «Мизери» поначалу может показаться милым семейным фильмом о женщине, у которой слегка не все дома, как, пожалуй, и у любого одинокого человека. Однако настроение картины резко меняется, когда героиня блистательной Кэти Бэйтс превращается из доброй самаритянки в беспощадного надзирателя, требующего удовлетворения своих запросов от беспомощной жертвы. А стоит пленнику проявить немного своеволия и попытаться выбраться, незамедлительно следует наказание – сломанные ноги. Не поперхнитесь!
«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction, 1994)
Каждый из наших сегодняшних роликов хочется сопроводить дисклеймером «Ни в коем случае не повторяйте это дома», но, говоря о «Криминальном чтиве», стоит отметить, что Квентин Тарантино учит не только дурному, но и может вбить в пустые головы зрителей нужную информацию. Конечно, мы искренне надеемся, что пробивать грудную клетку иглой шприца с адреналином вам никогда не придется, но в глубине разума эта сцена у всех отложилась. Главное, не забыть о маркере в столь ответственный момент.
«Американская история Икс» (American History X, 1998)
О том, насколько жесток может быть нацизм, советским зрителям во всех красках рассказали еще Михаил Ромм в «Обыкновенном фашизме» и Элем Климов в «Иди и смотри». Ужасы неонацизма на зрителя вылились в образе накачанного Эдварда Нортона в фильме «Американская история Икс». При том, что лента является отличной психологической драмой, отвертеться от того, что главной сценой в ней стало столкновение главного героя с бандой афроамериканцев, вам не удастся. Как не удастся отделаться и от звука ломающихся под тяжелым кованым ботинком костей жертвы.
«Необратимость» (Irreversible, 2002)
За тем шумом, который российское Министерство культуры устроило вокруг фильма «Любовь», зрители как-то позабыли о том, каким ушатом или даже ведром холодной воды для нас стала «Необратимость» того же Гаспара Ноэ. И речь здесь не только о ставшей заслуженно знаменитой сцене изнасилования героини Моники Беллуччи, куда страшнее наблюдать за тем, как свою ярость на противника изливает персонаж Альбера Дюпонтеля. Полагаете, что насилие над женщиной – это страшно? Мужчины тоже друг друга не щадят.
«Олдбой» (Oldboy, 2003)
Завораживающий триллер Пак Чхан Ука «Олдбой» с первых кадров очаровывает необычной картинкой и нестандартными героями, а уж какое количество сюрпризов ждет зрителей – можно лишь позавидовать тем, кто смотрит ленту в первый раз. Сложно сразу определиться, какая из сцен производит наибольшее впечатление. Может быть, внезапное освобождение героя? Нежданное финальное открытие? Кровавая схватка, ставшая образцом боевого кино? Все это прекрасно, но ваш желудок никогда не сожмется при просмотре «Олдбоя» сильнее, чем в сцене с поеданием живого осьминога. Приятного аппетита.
«Антихрист» (Antichrist, 2009)
У Ларса фон Триера за что ни возьмись, все сплошной шок и трепет, из любого его фильма можно надергать столько сцен, от которых по спине бегут мурашки, что впору будет расширять топ с тринадцати позиций до тридцати. Но мы все же попробуем навести порядок в мыслях, расползшихся во все стороны после «Нимфоманки», и сосредоточим внимание (то самое, которого в прологе не хватило главным героям) на «Антихристе». Легко допускаем, что мужчины достаточно спокойно перенесли просмотр открывающей сцены, их родительский инстинкт на несколько порядков слабее материнской привязанности, но вот без содрогания наблюдать за тем, что с половыми органами Уиллема Дефо делает Шарлотта Генсбур, нервов не хватит ни у одного мужика.
«127 часов» (127 Hours, 2010)
Можно сколько угодно много знать о подноготной реальной истории, на которой строится сценарий фильма, и все равно оказаться неготовым к тому, что будет показано на экране. Рекламная кампания триллера Дэнни Бойла «127 часов» неоднократно обращала внимание будущих зрителей на реального Арона Ралстона, лишившегося при трагических обстоятельствах руки. И все равно большинство пришедших в кинозал людей оказались не готовы к тому, что Джеймс Франко начнет перепиливать свое запястье перочинным ножом. Да еще с такими звуками, что от них желудку хочется выпрыгнуть и ускакать прочь.
«Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo, 2011)
Насилие всегда хорошо только до тех пор, пока оно не обращено против тебя. Социальному работнику из фильма Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона» нравилось унижать и истязать зависящую от него безмолвную Лисбет Саландер. Мерзавец так увлекся, что не заметил, как девочка отрастила когти и подготовила ответные действия для очередного сеанса пыток. О да! Этой мести некогда остывать, героиня Руни Мары подает свою ярость настолько раскаленной, что от экрана отворачиваются даже поклонники слэшеров. Шок – это по-нашему!
lm.ru/trailer/814383"></iframe>