Как подвести кино- и телеитоги года? Мы вместе с порталом Film.ru выбрали самый простой путь – решили раздать неофициальные награды. Но не в банальных категориях вроде «самый лучший фильм» и «самый лучший режиссер» (для этого есть «Оскары» и «Золотые орлы»!), а в категориях, которые мы специально придумали в соответствии с тем, что нам запомнилось в 2015 году. Каждая из этих категорий названа в честь фильма, сериала или человека, чьи достижения или фиаско повторились в уходящем году.
«Гравитация» года – «Марсианин/ The Martian», 2015
Космические приключения в Голливуде принято как-то приукрашивать. Пришельцев в кадр напустить, злобных космических монстров, взбесившихся роботов… Или на худой конец можно устроить звездную войну между космонавтами. Мол, без этого космос неинтересен. «Гравитация», однако, два года назад напомнила инвесторам, что космос сам по себе настолько опасен, что можно снять увлекательнейший космический блокбастер безо всяких высосанных из пальца фантастических угроз. И вот результат – всего два года спустя Ридли Скотт снимает замечательного «Марсианина», который прославляет высокую науку и сотрудничество между нациями и выстраивает захватывающее повествование вокруг угроз, которые таит «робинзонада» на Марсе. Интересно, кстати, почему «Марсианин» заработал в прокате меньше, чем «Гравитация»? Может, стоило вместо Мэтта Деймона поселить на Марсе Скарлетт Йоханссон? В «Гравитации»-то с неба Сандра Буллок падала!
«Индиана Джонс» года - Крис Прэтт, «Мир Юрского периода/ Jurassic World», 2015
Индиана Джонс был второй звездной ролью Харрисона Форда, и выход блокбастера «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» доказал, что успех актера в «Звездных войнах» не был случайностью. В этом году свою суперзвездность подтвердил Крис Прэтт, звезда суперблокбастера «Мир Юрского периода». Мы уже знали его как экшен-звезду по прошлогоднему блокбастеру «Стражи Галактики», и в 2015-м он вновь не подвел поставивших на него продюсеров, возглавив труппу главного коммерческого хита года. 1,7 миллиарда долларов сделали «Мир Юрского периода» третьим по сборам фильмом за всю историю человечества (без пересчета на инфляцию). Так держать, Прэтт! Хотя, конечно, в первую очередь это достижение компьютерных динозавров и режиссера Колина Треворроу.
Бэтмен и Джокер года – Джессика Джонс и Килгрейв, «Джессика Джонс/ Jessica Jones», 2015
Бэтмен и Джокер – самая известная и яркая пара «герой-злодей» в истории мировых комиксов. Кто в этом году был лучшим комиксным дуэтом? Хотя до кинопроката в 2015-м добралось несколько комиксных блокбастеров, лучшей парой «герой-злодей» оказались персонажи телесериала. Джессика Джонс и ее заклятый враг Килгрейв из нового сериала Marvel «Джессика Джонс» зажгли не по-детски! Она – суперсильная сыщица-алкоголичка, психологически травмированная тем, что Килгрейв заставил ее совершить убийство. Он – социопатическая жертва медицинских экспериментов, чьи словесные команды невозможно не выполнить, даже если человек сопротивляется всей душой. У «Джессики Джонс» есть и другие достоинства, но одного противостояния героини и злодея хватило бы для того, чтобы превратить шоу в главное кино/телекомиксное событие года. Кристен Риттер и Дэвид Теннант, вы сделали всех!
Брэндон Ли года – Пол Уокер, «Форсаж 7/ Furious 7», 2015
Гибель в конце 2013 года Пола Уокера была вдвойне безвременной. Актер в самом расцвете сил разбился в автокатастрофе во время съемок своего самого дорогостоящего фильма, который обречен был стать суперприбыльным блокбастером. Жалко до слез… Немного утешает лишь то, что Уокера проводили в мир иной лучше, чем Брэндона Ли, погибшего на съемках «Ворона». «Форсаж 7» включил актера в большинство приключений героев, а затем изящно отправил его персонажа на покой, растить детей вместе с женой. Это, конечно, куда лучший уход из экранной жизни, чем экранная смерть. В результате фильм стал прокатным суперхитом с мировыми сборами в полтора миллиарда долларов, а клип на посвященную Уокеру пафосную песню See You Again посмотрели на YouTube 1,3 миллиарда раз.
«Сталинград» года – «Битва за Севастополь», 2015
После множества неудачных экспериментов мы, кажется, научились снимать не позорное постсоветское кино про Великую Отечественную войну. Правда, «мы» в данном случае – понятие растяжимое, поскольку «Битва за Севастополь» – украинско-российский военный байопик о киевской снайперше Людмиле Павличенко, которая воевала как в УССР, так и в РСФСР. По понятным причинам в украинский прокат фильм вышел под названием «Незламна» («Несломленная»). Похоже, что это последний на долгое время пример сотрудничества украинских и российских кинематографистов. Жаль, но хоть кино получилось достаточно удачным, и в нашем прокате оно прошло замечательно, собрав почти 9 миллионов долларов.
Хан Соло года – Шарлиз Терон, «Безумный Макс: Дорога ярости/ Mad Max: Fury Road», 2015
Хан Соло из «Звездных войн» – это, возможно, самый известный пример героя, придуманного как второстепенный персонаж, но полюбившегося публике сильнее, чем формальный главный герой Люк Скайуокер. В этом году этот трюк исполнила Шарлиз Терон в роли Фуриосы из нового «Безумного Макса». По названию фильма ясно, что его главным героем должен был быть Безумный Макс в исполнении Тома Харди, сменившего Мела Гибсона. Но Фуриоса оказалась куда более ярким и интересным персонажем, чем Макс. Что ж, главное, чтобы фильм понравился зрителям. А он им явно понравился, хотя и собрал в прокате всего 376 миллионов долларов – куда меньше, чем главные коммерческие хиты года.
«Красная жара» года - «Агенты А.Н.К.Л./ The Man from U.N.C.L.E.», 2015
В 1988 году Арнольд Шварценеггер и Джеймс Белуши доказали Америке в «Красной жаре», что советский милиционер и американский полицейский могут вместе ловить преступников и даже дружить. 27 лет спустя их задорную проповедь повторили Генри Кавилл и Арми Хаммер в шпионском триллере «Агенты А.Н.К.Л.», где сотрудничали уже агенты ЦРУ и КГБ. Жаль, конечно, что этот фильм был снят не на оригинальный современный сюжет – режиссер Гай Ричи поставил его по мотивам хитового телешоу 1960-х. Но это тот редкий случай, когда ремейковость картины не раздражает, а радует. Значит, старая правильная мысль все еще живет и побеждает!
«А если это любовь?» года – «14+», 2015
Из всех жанров советского кино, которые умерли вместе с советской властью, более всего было жалко обаятельнейший советский детский и подростковый кинематограф. В последнее десятилетие его не раз пытались возродить, и в этом году ближе всего к решению этой задачи подошел режиссер Андрей Зайцев, снявший очаровательную историю первой любви о ребятах из окраинного микрорайона «14+». Также отметим в этой категории «Призрака» Александра Войтинского. Он, правда, ближе к семейному, чем к подростковому кино, но это не столь уж существенный нюанс – с учетом того, как мало фильмов такого рода у нас снимается.
«Корпорация монстров» года – «Головоломка/ Inside Out», 2015
Режиссер студии Pixar Пит Доктер – интересный творец. Вроде бы его мультфильмы пользуются всеобщей любовью и отлично зарабатывают в прокате, но не оставляет ощущение, что все они могли бы быть лучше. Особенно сильно это чувство, когда смотришь его свежую «Головоломку». Превосходная сюжетная идея раскрыта весьма странным образом, и фильм местами больше похож на приключенческую видеоигру, чем на доступное детям исследование взаимодействия мыслей и эмоций. Впрочем, с хитовостью «Головоломки» не поспоришь. Фильм собрал в мировом прокате 852 миллиона долларов, и западные рецензии были столь хвалебными, что, на наш взгляд, «Оскар» в категории «лучший полнометражный фильм» у ленты Доктера в кармане.
«Баффи» года – «Эш против зловещих мертвецов/ Ash vs Evil Dead», 2015
До того как прославиться как телесериал, «Баффи – истребительница вампиров» была подростковым кинохоррором. В этом году вышла целая череда телесериалов, основанных на известных фильмах, и мы планировали в этой категории отметить детективно-комедийный сериал «Области тьмы» – сиквел одноименной фантастической ленты с Брэдли Купером. Однако в последний момент вперед вырвался комедийный трэш-хоррор «Эш против зловещих мертвецов» – телевизионное продолжение хоррор- эпопеи Сэма Рейми. «Области тьмы» – замечательное шоу, но «Эш» драйвовее, смешнее… И, конечно, куда кровавее. Его ведь в Америке транслирует кабельный, а не эфирный канал.
«Дефективный детектив» года – «Я – зомби/ iZombie», 2015
C тех пор как сериал «Дефективный детектив» был завален «Эмми», в Америке считают, что телевизионное расследование убийств нужно поручать героям со странными психологическими и физическими недостатками. В этом году эту нишу заполнила своим неживым телом Оливия Мур – сотрудница полицейского морга, превращенная в зомби во время «вечеринки из ада». В отличие от большинства экранных зомби, Лив может думать своей головой и выдавать себя за нормального человека, но для этого ей нужно регулярно поглощать людские мозги. А поскольку вместе с едой она получает частичку воспоминаний покойника, то она использует эти знания, чтобы помогать полиции в расследовании преступлений (Лив питается мозгами убитых, которых привозят в ее морг). Сериал начал выходить в марте, и сейчас его со всем правом можно назвать одной из лучших премьер года. Замечательное сочетание детектива, триллера, комедии и «мыльной оперы».
Малдер и Скалли года – Шелдон и Эми, «Теория Большого взрыва/ The Big Bang Theory», 2007
Когда по ТВ шли «Секретные материалы», зрители годами гадали, закрутят ли роман главные герои шоу. В отличие от Малдера и Скалли, Эми и Шелдон из ситкома «Теория Большого взрыва» стали парой почти сразу после появления Эми в сериале. Но из-за особенностей их характеров и их поведения было неясно, займутся ли они когда-нибудь любовью. И вот в последней предновогодней серии этого года ЭТО случилось! Для абсолютного большинства американских сериалов секс героев – рутинное дело, но Эми и Шелдон шесть сезонов шли к своей постельной сцене, и это сделало их секс одним из главных событий телесезона.
Айшвария Рай года – Приянка Чопра, «База Куантико/ Quantico», 2015
В индийском кино очень много красивых и знаменитых женщин, но в голливудском кино они почти не востребованы. Там отличное владение английским языком ценится куда больше, чем болливудская слава. Редкий пример индийской звезды, сыгравшей в нескольких известных западных лентах, – это Айшвария Рай из «Последнего легиона» и «Розовой пантеры 2». Теперь по стопам старшей коллеги пытается пойти Приянка Чопра, одна из самых популярных, титулованных и привлекательных болливудских звезд своего поколения. Правда, в Голливуде она дебютировала не в кино, а на ТВ. Зато она играет не девушку главного героя, а полноценную главную героиню остросюжетного телетриллера «База Куантико». И у нее это отлично получается. Интересно, что и Рай, и Чопра – победительницы конкурса «Мисс Мира», жюри которого, похоже, тяготеет к индийским красоткам.
«Миссия в Москву» года – «Мадам госсекретарь/ Madam Secretary», 2014
Снятый в разгар Второй мировой войны голливудский фильм «Миссия в Москву» был самой просоветской мейнстримной западной лентой за всю историю кино. В частности, там утверждалось, что жертвы сталинских репрессий в самом деле были «пятой колонной», работавшей на Германию и Японию. После войны эта лента была предметом политических разбирательств, несмотря на то что ее создание было одобрено лично президентом Рузвельтом. В нынешнем году роль «российских подпевал» неожиданно взяли на себя создатели политического телесериала «Мадам госсекретарь». Действие его второго сезона вращается вокруг событий на Украине, и хотя российские политики изображаются в шоу без особой симпатии, украинцы оказываются куда хуже. В результате в последних предновогодних сериях американское правительство заставляет Украину отказаться от Новороссии во всех ее исторических границах (!) и отделить ее в отдельное государство, аффилированное с Россией. Этак они через пару сезонов Варшавский договор реанимируют и нашу супердержавность возродят…
«Звездные войны: Скрытая угроза» года – «Звездные войны: Пробуждение Силы/ Star Wars: Episode VII - The Force Awakens», 2015
Первый фильм трилогии «звездных» приквелов должен был стать триумфальным возвращением Джорджа Лукаса в мир космических приключений. Вместо этого у мэтра получилась коммерчески успешная, но художественно провальная лента, о которой поклонники «Войн» редко говорят с симпатией и любовью. Нечто подобное случилось и с только что вышедшим первым фильмом третьей «звездной» трилогии. «Пробуждение Силы», правда, раздражает не так сильно, как «Скрытая угроза», но и к нему нашлось немало объективных и субъективных претензий, главная из которых – копирование сюжета «Новой надежды», самого первого фильма из цикла «Звездных войн». С финансами, однако, у «Пробуждения» все на «отлично». Картина уже собрала миллиард долларов, поставив рекорд по скорости достижения этой рубежной суммы.
«Сумерки» года – «Пятьдесят оттенков серого/ Fifty Shades of Grey», 2015
Поскольку мамонты вымерли, мужчинам сейчас нелегко доказать свою любовь героическим подвигом. К счастью, Голливуд приходит на помощь. Он регулярно выпускает столь «женские» фильмы, что высидеть их в кино со своей «половинкой» может лишь особенно влюбленный парень. В этом году роль «Сумерек 2.0» сыграли «Пятьдесят оттенков серого», выпущенные аккурат ко Дню святого Валентина. Кое-кто сомневался, что фильм о романтической страсти на фоне садистского влечения сможет снять кассу, 571 миллион прокатных долларов наглядно доказал, чего действительно хотят женщины. Мужчины тоже остались не в накладе – нам обещают в скором времени выпустить оба сиквела «Оттенков» (писательница Э.Л. Джеймс настрочила трилогию). Так что если вы упустили возможность героической жертвой доказать свою любовь, то новые «Оттенки» вам ее предоставят! Причем дважды…
«Индиана Джонс 4» года – «Терминатор: Генезис/ Terminator Genisys», 2015
Что получается, когда пожилая звезда и заинтересованные продюсеры решают реанимировать некогда популярный экшен-цикл? Нелепые блокбастеры вроде четвертого «Индианы Джонса» – или вышедшего в этом году «Терминатора: Генезис» с престарелым Арнольдом Шварценеггером. Никто так и не понял, зачем зрителям очередная вариация на тему «Иди со мной, если хочешь жить», но «Генезис» все же собрал 440 миллионов долларов, и, судя по всему, его продюсеры попытаются-таки снять намеченную ими новую трилогию. Справедливости ради надо признать, что «Генезис» неплохо смотрится как комедия. И на том спасибо!
«Зеленый Фонарь» года – «Фантастическая Четверка/ Fantastic Four», 2015
Недоблокбастер 2011 года «Зеленый Фонарь» поминают всякий раз, когда рассуждают о том, как не надо экранизировать комиксы. Теперь у желающих учиться на чужих ошибках есть еще один учебник – перезагруженная «Фантастическая Четверка» Джоша Транка. Картина оказалась таким «фейлом», что ее создатели опустились до публичного выяснения отношений, чего голливудцы себе почти никогда не позволяют. Похоже, что стремительный карьерный взлет Транка на этом закончился. Единственная положительная сторона его поделки – на ее фоне «Фантастическая Четверка» 2005 года смотрится куда лучше, чем прежде.
«Квант милосердия» года – «007: Спектр/ Spectre», 2015
Интересно, что мешает создателям «бондианы» регулярно выпускать равноценные фильмы? Почему у них в последнее время чересполосица – за сильным «Казино “Рояль”» последовал слабый «Квант милосердия», а за впечатляющим «007: Координаты “Скайфолл”» – написанный как курица лапой «007: Спектр». Вы только подумайте – в новой «бондовской» ленте нет эпической финальной битвы против главного злодея и его пособников! Вместо этого экшен-кульминация фильма находится в его середине. Руки бы оторвать за такое бездарное «творчество»…
Сирша Ронан года – Донал Глисон, «Звездные войны: Пробуждение Силы/ Star Wars: Episode VII - The Force Awakens», 2015
Страшно мстя соседям-британцам за столетия унижений, ирландцы порой дают своим талантливым детям имена, которые читаются совсем не так, как пишутся. К сожалению, от этого фокуса страдают не только британцы, но и все, кто имеет дело с именами выдающихся ирландцев, написанными латиницей. В 2008 году, когда тогда еще девочка-подросток Saoirse Ronan была номинирована на «Оскар», нам пришлось запомнить, что ее необычное имя читается как «Сирша». Теперь пришло время парня по имени Domhnall Gleeson, старшего сына известного актера Брендана Глисона. Запоминаем вместе: «Domhnall читается как “Донал”». Вообще-то, Донал Глисон уже давно снимается в кино. В частности, он изобразил Билла Уизли в двух последних сериях «Гарри Поттера» и Константина Левина в «Анне Карениной». Но раньше его можно было пытаться не замечать. А теперь все – Глисон сыграл генерала Хакса в новой серии «Звездных войн», и мы уже знаем, что он появится и в следующем эпизоде «Войн». Такого не проигнорируешь! Кстати, скоро мы увидим Донала Глисона и Сиршу Ронан вместе в мелодраме «Бруклин». Кажется, это заговор…