Когда новостные выпуски начинаются с сообщений о котировках валют, когда даже бабушки в метро обсуждают падение цен на нефть, когда ценники в магазинах меняются трижды в день, невольно начинаешь чаще думать о деньгах. Хорошо, когда они есть и раздумья приводят к решениям, а когда в карманах гуляет ветер, остается только идти в кино на последние рублики и смотреть истории о финансовых воротилах, обманувших злодейку-судьбу. Накануне выхода в прокат «Игры на понижение» мы вместе с порталом Film.ru вспомнили полтора десятка самых ярких денежных игроков в кино. В пример их ставить не станем, но и забывать об их опыте не советуем.
Луис Уинтроп-третий – «Поменяться местами/ Trading Places» (1983)
Чтобы сразу не пугать вас трагическими историями краха финансовых пирамид, начнем свой топ с классической комедии Джона Лэндиса «Поменяться местами», где преуспевающий управляющий Луис Уинтроп в содружестве с мошенником Билли наказывают за жадность двух бизнесменов с Уолл-стрит. Исполнявшие две ведущие роли Дэн Эйкройд и Эдди Мерфи находились в начале 80-х на вершине славы, а их герои буквально купались в деньгах. Американская мечта в действии – все счастливы, талантливы, изобретательны и готовы на самые умопомрачительные подвиги, пусть даже и сулящие значительные финансовые потери.
Гордон Гекко – «Уолл-стрит/ Wall Street» (1987)
Оливер Стоун, в отличие от птенцов гнезда «Субботнего вечера в прямом эфире», всегда серьезно подходил к любому вопросу. В том числе и к финансовому, что вылилось в дилогию «Уолл-стрит». Первая лента увидела свет в 1987-м и сделала мегапопулярным Майкла Дугласа, актера, исполнившего роль хваткого, зубастого и бескомпромиссного брокера Гордона Гекко. Весь Голливуд отговаривал Стоуна брать в кино Дугласа, в то время больше занимавшегося продюсированием, но режиссер рискнул и его ставка выиграла. А вот возвращение героя на экраны в 2010 году было уже не столь впечатляющим. Время ушло, вклады обесценились.
Брантли Фостер – «Секрет моего успеха/ The Secret of My Succe$s» (1987)
Еще один юмористический взгляд на деньги и карьеру финансиста – комедия Герберта Росса «Секрет моего успеха». Персонаж Майкла Джея Фокса по имени Брантли в этой картине раскрывает важную тайну: чтобы сидеть в шикарном кресле в небоскребе на Манхэттене, вовсе не нужно быть выпускником Гарварда с толстой пачкой рекомендательных писем и опытом работы не меньше 10 лет, иногда достаточно наглости и упорства. Потерявший работу Брантли организует себе фиктивную должность и фейковый кабинет, единственное, что у него есть настоящего, – это талант аудитора, и Фостер находит злоумышленников, которые грозят предприятию дяди молодого человека.
Шелли Левин – «Американцы/ Glengarry Glen Ross» (1992)
Девяностые уже не просто звонили в колокольчик, они вовсю кричали: финансовые рынки – рассадник махинаторов, циничных преступников, мошенников и бессердечных воротил. Кинематографисты ухватились за богатую на яркие характеры среду и стали выдавать шедевр за шедевром. Взять хотя бы драму Джеймса Фоули «Американцы» – в ней показаны суровые будни офиса по продаже недвижимости, где человек человеку – волк. Блистательный актерский ансамбль ленты составляют Аль Пачино, Эд Харрис и Кевин Спейси, но главной звездой мы выбрали заслуженного Джека Леммона, агента, идущего на крайние меры в погоне за прибылью.
Норвилл Барнс – «Подручный Хадсакера/ The Hudsucker Proxy» (1994)
Когда за дело берутся братья Коэн, берегись все живое. В 1994 году знаменитые сценаристы и постановщики обратили свое внимание на то, как устроены американские корпорации, кто ими управляет и насколько уместны в этом административном аппарате по-настоящему творческие люди. «Подручный Хадсакера» только внешне прячется за нарочитым ретростилем, на деле это едкая актуальная сатира о маленьком человеке в грандиозной корпорации. Как и положено в гротеске, Норвилл в «Подручном» из грязи выбивается в князи и даже исхитряется спасти рушащийся бизнес, и это на фоне мирового кризиса в реальном мире – Коэны от души смеются над зрителем.
Ник Лисон – «Аферист/ Rogue Trader» (1999)
Реальность заткнет за пояс любого сценариста, и мир скучных финансов в этом не исключение – леденящих кровь историй взлетов и падений настоящий бизнес выдает больше, чем полк «литературных негров», остается только взять готовые мемуары и снимать. Так и поступил постановщик Джеймс Дирден. Он взял книгу воспоминаний некоего Ника Лисона и снял по ней криминальную драму «Аферист». Так кто же такой Ник Лисон, что о его похождениях стоит снять кино? О, друзья! Это знаменитый банковский клерк, который неудачной игрой на фондовом рынке умудрился обанкротить один из крупнейших банков в мире. Блистательная история падения, отличная роль Юэна МакГрегора и переосмысление значения маленького человечка в большой фирме.
Сет Дэвис – «Бойлерная/ Boiler Room» (2000)
О том, насколько близки по своей сути азартные игры и финансовый рынок, не задумывался только ленивый, однако лишь в 2000 году режиссер Бен Янгер снял об этом фильм «Бойлерная». Ее главный герой Сет Дэвис в исполнении Джованни Рибизи управляет подпольным казино, расположенным прямо в его квартире. Успехи в игре некоторых его клиентов приводят Сета в брокерскую фирму, где у молодого человека тоже многое начинает получаться. Однако азарт – вещь неудержимая, за большими деньгами приходят и еще большие соблазны, новый сотрудник начинает совмещать работу и нелегальные ставки, не замечая, что за работой его фирмы давно наблюдает ФБР.
Патрик Бэйтман – «Американский психопат/ American Psycho» (2001)
Экранизация романа Брета Истона Эллиса в первую очередь рассказывает о том, что ежедневное наблюдение за графиками котировок может сделать вас не только богачом, но и абсолютным психом. Фильм Мэри Хэррон «Американский психопат» представляет оборотную сторону «американской мечты», изнанку яппи, темную сторону силы денег. В мире, где цвет визитки важнее человеческой жизни, сложно думать о вечном. Патрик Бэйтмен и не думает. Проводя день в сверкающем чистотой офисе, красуясь перед коллегами новеньким костюмом, вечер герой Кристиана Бэйла посвящает своему хобби – убийствам и насилию. Это ли не лучшая метафора брокера? С одной стороны, простой клерк, с другой стороны, вершитель судеб посредством неудачных или выгодных вложений.
Крис Гарднер – «В погоне за счастьем/ The Pursuit of Happyness» (2006)
Общий тренд мнений о том, что финансовый рынок – это сплошные махинации, обман и мошенничество, в 2006 году попытался сломать режиссер Габриэле Муччино, снявший биографическую драму «В погоне за счастьем». В основе сценария этого фильма лежит история жизни простого клерка Криса Гарднера, из стажеров сумевшего пробиться в крупные маклеры, стоимость фирмы которого исчислялась миллионами долларов. Конечно, путь молодого отца-одиночки – это скорее исключение из правил, но это такое исключение, которое лучше всяких правил мотивирует не опускать руки даже в самой безнадежной ситуации.
Макс Андреев – «Духless» (2011)
У русских особенная гордость и особенная стать, а поскольку финансовые институты у нас в стране находятся в нежном подростковом возрасте, то и герои этих денежных боев у нас несколько иные, не такие, как за океаном. Наиболее ярким российским бизнесменом новой волны мы посчитали Макса Андреева, героя драмы «Духless» Романа Прыгунова, сыгранного Данилой Козловским. Да, в нем нет той стати, что присутствует у героев американских финансовых триллеров, и костюм на нем сидит скорее хипстерски, чем по-уоллстритовски солидно, но зато никто из американских актеров не смог бы так эмоционально расстаться с деньгами с криком: «Бабки, бабки, сука, бабки!»
Питер Салливан – «Предел риска/ Margin Call» (2011)
Главный урок истории заключается в том, что она не дает никаких уроков – какие бы трагедии ни переживала цивилизация, выводы сделать человечество не в состоянии. Банковский кризис 2008 года, казалось бы, изучен досконально, выяснены его корни, просчитаны оптимальные пути выхода, проведен всесторонний анализ действий каждого игрока. Думаете, это спасет нас от очередного подобного пузыря? Нет, ничуть. Нам остается только оглядываться, например, пересматривать драму «Предел риска», сюжет которой основан на крахе одного из крупнейших банков Америки. Главный герой фильма, агент отдела изучения рисков Питер, получает от уволенного сотрудника флешку с расчетами, предсказывающими скорый крах банка. Как использовать эту информацию? Спасти компанию или подумать о крахе всей системы? Сообщить руководству или воспользоваться знаниями в своих интересах? Есть над чем подумать.
Генри Полсон – «Слишком крут для неудачи/ Too Big to Fail» (2011)
Еще один взгляд на «новую американскую депрессию» – банковский кризис 2008 года – представляет драма «Слишком крут для неудачи», практически неизвестная у нас в стране. А между тем этот взгляд крайне интересен, ведь рассказ здесь ведется от лица министра финансов США Генри Полсона, перед которым встала реальная проблема краха крупнейшей в мире экономики. Что предпринимать? На кого опереться? Как объяснить происходящее? Тысячи вопросов и крайне сжатые сроки для принятия решений. Многие шаги тогда казались спорными, и только сейчас можно беспристрастно оценить правильность действий Полсона.
Эрик Пэкер – «Космополис/ Cosmopolis» (2012)
Знакомый большинству зрителей по хоррорам и триллерам Дэвид Кроненберг в 2012 году выпустил в прокат картину «Космополис», которая скорее напоминает футуристическую драму, притчу, приговор капитализму, опутавшему землю. Главный герой ленты – биржевой спекулянт Эрик. Он молод, богат и вечно занят, но его путь в чреве черного лимузина ведет вовсе не к успеху или мировому господству, сквозь толпы бастующих машина Эрика ползет к финансовому краху, неизбежному и беспощадному. Роберт Паттинсон, ранее вызывавший лишь отторжение за слабую игру в «Сумерках», раскрылся в «Космополисе» с неожиданной стороны. Суровый и фатально несчастный.
Роберт Миллер – «Порочная страсть/ Arbitrage» (2012)
Пока молодой герой Паттинсона обреченно плетется к своей финансовой гибели, герой «Порочной страсти» Николаса Джареки пытается избежать фатальной точки. Герой Ричарда Гира мультимиллиардер Роберт Миллер пытается подделать отчет аудиторов, публикация которого грозит раскрыть грязную тайну – неудачные инвестиции сделали из богача банкрота. В дополнение к этому Роберт попадает в аварию, в которой гибнет его любовница. Тучи сгущаются над убеленным сединами уважаемым человеком, а детективы подбираются все ближе. Хватит ли у героя сил признать поражение хотя бы перед лицом дочери?
Джордан Белфорт – «Волк с Уолл-стрит/ The Wolf of Wall Street» (2013)
Критики вслед за режиссером Мартином Скорсезе называют «Волка с Уолл-стрит» комедией, пусть и черной, однако смешного в этой картине, как и в том, что в реальности происходило вокруг фирмы Джордана Белфорта, нет ничего. «Волк» расписывается в том, что никакие кризисы, депрессии и мыльные пузыри не делают вкладчиков умнее – любой достаточно дерзкий мошенник с хорошо подвешенным языком обдерет вас как липку и, что еще более обидно, не сможет даже насладиться своим кушем, потому как потеряет его по собственной глупости. Пятый совместный фильм Скорсезе и Ди Каприо получился бойким, эффектным и впечатляющим – ровно таким и должен быть брокер, для того чтобы вытащить последний доллар из кармана клиента.