Пассажиры самолетов слепо доверяют свою жизнь незнакомым пилотам, и порой именно от их действий или бездействия зависит жизнь десятков людей. Сегодня мы расскажем о российских летчиках, которые проявили стойкость духа в экстремальных обстоятельствах и сумели выбраться из самых опасных ситуаций.
Посадка горящего самолета
Источник: www.moya-planeta.ru
11 февраля 2016 года стало вторым днем рождения для 376 человек, летевших на борту Boeing 777 из Доминиканской Республики в Москву.
Это был плановый полет «Оренбургских авиалиний», однако вместо 12 часов он продлился всего 40 минут. Почти сразу после взлета за бортом раздался резкий хлопок — и пассажиры увидели, как вспыхнул левый двигатель… Самолет качнулся и просел, в салоне началось задымление.
К счастью для пассажиров, самолетом управляли опытные пилоты: они не поддались панике и быстро приняли верное решение — вернуться на землю. С полным баком топлива и одним работающим двигателем аварийная посадка была крайне рискованным мероприятием, тем более что едкий дым уже проник в кабину и пилоты управляли судном, надев кислородные маски. Но других вариантов не было. Долго кружить в небе, пока закончится топливо, было опасно: 300-тонная машина могла загореться и взорваться в воздухе, не оставив никому шансов на выживание.
Командир лайнера, 38-летний Константин Парикожа, взял на себя ответственность за судьбы почти 400 человек и аккуратно посадил лайнер. В момент приземления заискрились колеса, но их потушила наземная пожарная служба. Все пассажиры были выведены по надувным трапам.
Герои-летчики получили государственные награды. После инцидента они описывали происшествие без эмоций и признавались, что не чувствовали страха за себя, переживали только за пассажиров. «Самое главное, что нас там волновало: как произойдет эвакуация и как будут реагировать пассажиры», — рассказал журналистам Парикожа.
Чудо в тайге
Источник: www.moya-planeta.ru
7 сентября 2010 года. На третьем часу полета на высоте 10 км у самолета Ту-154, летевшего по маршруту Полярный — Москва рейсом компании «Алроса», отказала вся система бортового электропитания. В один миг пилоты остались без автопилота, навигации, радиосвязи. Самое ужасное было то, что электрические насосы перестали доставлять топливо к двигателям. Это значило, что в запасе лишь 30 минут.
На борту находилось 72 пассажира и девять членов экипажа, в том числе беременная женщина и трое детей. Пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов стали искать место для посадки, но под крылом виднелись только тайга и извилистая река Ижма. Когда уже было принято решение садиться на воду, произошло настоящее чудо: посреди леса пилоты вдруг заметили взлетную полосу бывшего аэропорта Ижма (Коми).
Хотя аэропорт давно закрыли, полоса оказалась пригодна для посадки: ее по собственной инициативе поддерживал в рабочем состоянии начальник вертолетной площадки Сергей Сотников на протяжении 12 лет. Никто не мог знать, что однажды она пригодится и спасет жизни десятков человек.
Посадка была непростой: полоса, рассчитанная на небольшие самолеты, оказалась вдвое короче, чем нужно для Ту-154. Пилоты сделали два круга, прежде чем решились приземлиться, в итоге и тут повезло: судно выкатилось лишь на 160 м в лес и пассажиры не пострадали. Впоследствии летчики признавались, что самым сложным было отсутствие связи с землей — пришлось действовать на свой страх и риск. Всех участников спасения спустя месяц наградили государственными медалями и орденами.
Экипаж ТУ-154: кавалер Ордена мужества, старший бортпроводник Елена Разумова и командиры воздушного судна Евгений Новоселов, Андрей Ломанов.
Источник: www.moya-planeta.ru
Спасение над Невой
Источник: www.moya-planeta.ru
Посадка на воду — крайне редкое событие для пассажирского самолета. Счастливые случаи, когда все пассажиры выжили в такой ситуации, можно сосчитать по пальцам. В их числе — посадка Ту-124 на Неву. Это случилось 21 августа 1963 года.
Новый самолет компании «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Таллин — Москва. Нештатная ситуация возникла уже при взлете — заклинило шасси. Из-за тумана диспетчеры не разрешили посадку в Таллине, пилоты стали готовиться сажать самолет в Санкт-Петербурге.
При подлете к аэропорту Пулково они еще раз попробовали выпустить шасси, когда вдруг оказалось, что не это главная проблема самолета — отказал левый двигатель.
Пилоты получили разрешение на сквозной полет через Санкт-Петербург, но не успели: внезапно отказал и второй двигатель — лайнер стал планировать на высоте полукилометра прямо над центром города. Было принято решение — сажать самолет на Неву. Летчик Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву — он в прошлом служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Снижаясь, самолет пролетел над строящимся мостом Александра Невского на высоте 40 м, напугав рабочих, и остановился всего в 50 м от Финляндского железнодорожного моста — столкновение с ним было бы фатальным.
Буксир, оказавшийся рядом, сразу же забрал 52 пассажиров и семь членов экипажа, а самолет затонул к утру.
Этот случай до сих пор остается эталонным примером приводнения воздушных судов. Опыт посадки на Неву изучается летчиками по всему миру. Его учитывали и пилоты аэробуса A320 компании US Airways, совершившие аварийную посадку на реку Гудзон в 2009 году.