Современные проблемы археологической датировки
Начну с физики.
Почему, собственно, с физики, и причем тут археология? Вот, правильный вопрос. Сейчас поймете.
Итак, конец XIX— начало XX века. Классическая физика. От Галилея и Ньютона до Максвелла и Больцмана в рамках классической физики была создана картина строения физического мира, казавшаяся во второй половине XIX века безупречно точной и исчерпывающе полной. Все логично и последовательно, все объяснено и не подкопаешься, полная победа человеческого разума над мирозданием. Но постепенно, с развитием техники и придумыванием новых экспериментов, сначала неуверенно, тихо, потом все громче и настырнее, в строгом, дорического ордера здании классической физики начинают звучать вопросы, на которые классическая физика хоть тресни, но не может дать ответы. Поначалу ученые мужи отмахиваются от вопросов, обвиняя экспериментаторов то в неправильно проведенном эксперименте, то в ошибке, то в подтасовке, но вопросы все накапливаются и накапливаются, и в конце концов их объем, на который нужно дать ответ, уже категорически не влезает в рамки классической физики. Этот период впоследствии получит название "Кризис классической физики на рубеже XIX—XXвв". Кризис, как вы помните, завершился открытием квантовой теории и теории относительности, с помощью которых были разрешены те вопросы, которые не могла объяснить классическая физика.
Так вот, в последнее время ситуация в археологии как–то подозрительно начинает напоминать кризис классической физики. Довольно стройная и понятная вереница событий от Сотворения мира до наших дней, раз и навсегда уложенных археологами на линейку времени, начинает испытывать давление со стороны новых фактов, полученных в результате многочисленных археологических экспедиций конца XX — начала XXI веков. Причем не просто фактов, а фактов, которые современная археология не может объяснить. Эти факты даже получили свое название, "Неуместный артефакт" — что–то не вписывающееся в устоявшиеся представления о каком–либо аспекте мироустройства, но реально существующее, которое можно увидеть и пощупать. Что в конце концов получится,неизвестно, но, может, совершится переворот в археологии.
А может, и не совершится.
В археологии верная интерпретация событий очень сильно зависит от правильной датировки. Методам датировки и посвящена эта статья, а для интереса рассказ о методах наложен на описания некоторых "Неуместных артефактов", с помощью этих методов пытались подтвердить или опровергнуть эти непонятные артефакты.
Большая проблема Гебекли Тепе
Древние артефакты (кремневые ножи, скребки и проч.) на холме Гебекли Тепе ("Пуповинный холм") в Турции были впервые обнаружены в 60–х годах прошлого века. Но детальное исследование холма началось только с 1995г, когда сотрудник Германского археологического института, профессор Клаус Шмидт, занимавшийся изучением кремневых орудий, пришел к выводу, что скопление на холме таких артефактов аномально высокое, и это неспроста. И начались раскопки.
Что скажет правильный, классический археолог, при взгляде на результаты раскопок? Что это не раскопки, а одна большая проблема! И будет прав.
×
Вот на боковом столбе, весело размахивая хвостом, спускается вниз проблема для современной археологии. Вот проблема в виде опорной плиты для столба располагается в центре постройки. И таких проблем в этих раскопках – почти на каждой обработанной каменной поверхности.
Дело в том, что эти фигуры вырезаны прямо в каменном блоке и представляют собой барельеф, т.е. лишний камень стесан на всю высоту барельефа. На блоках различного размера и веса, некоторые блоки достигают 50 тонн. В случае с центральной опорной плитой положение усугубляется тем, что она составляет единое целое со скалой, на которой она лежит, и лишний камень стесан по всей площади сооружения.
Ну, и в чем проблема? – спросите вы. Отвечаю: во времени постройки сооружения. Датировка древесного угля в нижних слоях раскопок по радиоуглеродному методу показывает 9500 лет до нашей эры.
Радиоуглеродный метод — разновидность радиоизотопной датировки, применяемая для определения возраста биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14C по отношению к стабильным изотопам углерода. Предложен Уиллардом Франком Либби (Willard Frank Libby) в 1946 году.
Суть метода: на Земле широко распространенный химический элемент углерод (С) состоит из трех изотопов – двух стабильных, 12C (98,89 % от общего количества углерода), 13C (1,11 :), и одного радиоактивного 14C, который присутствует в микроскопических количествах (около 0,0000000001%). Радиоактивный изотоп беспрерывно образуется в стратосфере Земли в результате бомбардировки атомов азота нейтронами, входящими в состав космических лучей. Этот радиоактивный углерод примешивается в небольшом количестве к стабильным изотопам углерода и вместе с ними образует молекулы углекислого газа, которые усваиваются организмами растений, а через них и животных, в том числе человека. Они находятся как в тканях, так и в выделениях живых организмов.
Напомню, что 14C — изотоп радиоактивный. А из физики известно, что у радиоактивных элементов есть основной параметр, именуемым скоростью полураспада, т.е. срок, за который ядро радиоактивного элемента испускает половину содержащихся в нем нуклонов. Эта величина у каждого элемента строго постоянна и точна, у 14C она составляет 5568 лет. Поэтому его концентрация в атмосфере и биосфере непрерывно убывала бы, если бы убыль не пополнялась столь же непрерывным новообразованием 14C в атмосфере. Сколько убывает, столько и прибывает. Это один из постулатов радиоуглеродного метода.
Но вот срок жизни организма подходит к концу, он умирает, и новый углерод перестает поступать в организм. Концентрация 14C, соответственно, радиоактивность органического тела начинает уменьшаться и, внимание, уменьшаться со строго определенной скоростью, равной периоду полураспада этого изотопа! Вот и получается, что если измерить, насколько уменьшилась удельная радиоактивность умершего организма или растения по сравнению с живыми, то мы определим, как давно этот организм перестал получать новый углерод.
Так вот, 9500 до нашей эры – это мезолит, средний каменный век по современной археологии. Каменный. Характеризуется постепенным переходом кочевых племен к оседлому образу жизни, изобретением лука, началом приручения животных, небольшими составными орудиями из кремня. И получается,что за 7000 лет до Стоунхенджа, за 5500 лет до самых первых городов Месопотамии некое племя (племя, не народ, там до народов еще очень далеко) в перерыве между охотой и собирательством решило построить себе храм каким–то неопределенным богам или богу, личность которого так и не выявлена. А чтобы не размениваться на мелочи, решили построить побольше, на века, так сказать, и дружно всем племенем тесали кремневыми инструментами многотонные каменные глыбы и так же коллективно таскали их на руках от каменоломни до места постройки. И таких сооружений в Гебекли Тепе насчитывается 16 штук (они еще не раскопаны, это данные предварительной георазведки холма).
Если кто не понял, это был сарказм. Для усиления безумия можно провести мысленный эксперимент и представить, что вы обращаетесь к какому–нибудь современному племени типа бушменов, застрявшему в неолите (а эта эпоха прогрессивнее, чем мезолит), и призываете их построить такой же храм. Было бы интересно послушать, что они вам скажут. Перед тем, как съедят.
Непонятные фигурки Акамбаро
Вольдемар Джулсруд (Waldemar Julsrud), был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века, занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро — небольшом городке примерно в 300 км к северу от Мехико. Как утверждал сам Джулсруд, летом 1944 года, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Джулсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил просто –нанял местного крестьянина, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Так начала формироваться коллекция Джулсруда, в конце сборки достигшая несколько десятков тысяч артефактов — по одним данным их было 33,5 тысячи, по другим — 37 тысяч. Это была керамика, каменная скульптура, нефритовые и обсидиановые предметы, различные маски. Однако больше всего было найдено статуэток из разного сорта глины, выполненных вручную и обожженных на огне. Размер статуэток варьировался от нескольких сантиметров до полутора метров. Самое удивительное, что наравне с посудой, музыкальными инструментами, изображениями людей и обычных животных, в земле Эль–Торо находили фигурки динозавров и прочих вымерших животных! Причем разнообразие типов динозавров вызывает шок: есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды типа брахиозавра, игуанодона, тираннозавра–рекс, но есть и огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе и крылатые "динозавры–драконы". И таких фигурок в целом набралось несколько тысяч.