Татьяна Ивановна Пе?льтцер (24 мая (6 июня) 1904, Москва, — 16 июля 1992, там же) — советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член КПСС с 1956 года.
Источник: polit.ru
Татьяна Ивановна Пельтцер (1904-1992) родилась в Москве в семье обрусевших немцев. Отец — известный киноактер и антрепренер Иоганн Робертович Пельтцер всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Мать — Евгения Сергеевна, была еврейкой, дочерью казенного раввина Киева. Отец был первым и главным наставником дочери в актерском мастерстве. Впервые он вывел дочь на сцену, когда она училась в первом классе гимназии - в девять лет она сыграла в спектакле «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе.
А первый свой гонорар за актерскую работу Татьяна получила за следующую роль в «Дворянском гнезде». В одиннадцать лет выходила на сцену в роли Сережи в спектакле «Анна Каренина». С 1916 года, так и не получив актерского образования, она стала «актрисой по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.
С 1920 года уже на профессиональной основе устроилась в Передвижной театр Политуправления. Время было тяжелое и голодное, так что юная актриса моталась по стране, переходя из театра в театр. В 1920—1921 годах играла в театрах Нахичевани, Ейска, в 1921—1922 – театре Военно-Морского флота. В 1922 году вернулась в Москву и поступила в труппу театра Комедии (бывший Театр Корша), где тоже задержалась ненадолго.
В 1923 году Татьяна Пельтцер была принята в труппу Театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), но вскоре исключена с формулировкой «за профнепригодность».
Чтобы выжить, освоила машинопись и подрабатывала машинисткой.
В 1927 году Татьяна Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин. Она пыталась забыть о сцене, муж устроил ее машинисткой в советское торгпредство. Однако, семейная жизнь вскоре дала трещину. Татьяна развелась с Гансом и возвратилась в Москву, где вернула себе девичью фамилию Пельтцер; но хорошие отношения с бывшим мужем поддерживала всю оставшуюся жизнь.
По возвращении в 1931 году в Россию вновь была принята в Театр имени Моссовета. И снова ушла оттуда. Два года проработала машинисткой на заводе АМО, где ее брат Александр занимал пост главного инженера .
С 1936 года — актриса Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова; с 1937 года — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве.
В 1938 году снова вернулась в Театр имени Моссовета.
С 1940 года Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр миниатюр, где наконец раскрылся ее талант. Она играла почти все — скетчи, сценки, пробовала себя в конферансе. Именно там проявилась как «бытовая», острохарактерная актриса, играя банщиц, молочниц, управдомш и нянек.
В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль - Плаксину в мелодраме «Простые люди» - Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке».
В 1946—1947 годах — актриса Театра-студии киноактера (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, режиссер Н. С. Плотников)
Счастливый час Пельтцер настал в 1947-м году, когда она пришла в Московский театр Сатиры, где, наконец, осталась надолго. Здесь актриса проработала 30 лет – до 1977 года.
За исполнение роли Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым» актриса получила Сталинскую премию третьей степени (1951). Постановка была показана 152 раза и всегда шла с неизменным аншлагом.
Но настоящая, всенародная известность пришла к Татьяне Пельтцер в 1953 году после выхода фильма Бориса Равенских «Свадьба с приданым» (экранизации спектакля Театра Сатиры).
После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» (1955) актрису стали звать «мать русского солдата». Постановщик картины Иван Лукинский признавался, что роли Евдокии Бровкиной изначально не придавал особого значения. Лишь когда посыпались письма, а критики восхитились актерской работой Пельтцер, в следующей картине «Иван Бровкин на целине» роль матери писалась уже специально под нее и с большим количеством сцен.
С этого момента Татьяна Пельтцер снималась практически непрерывно – каждый год выходили фильмы с ее участием, а иногда и по несколько фильмов. Так, в одном только 1974 году вышло сразу 7 кинокартин, в которых играла Пельтцер, в том числе знаменитый «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Когда в театр Сатиры пришел работать молодой режиссер Марк Захаров, Татьяна Ивановна поначалу отнеслась к нему настороженно, но довольно скоро поняла, насколько Марк талантлив, и ее отношение к нему поменялось вплоть до обожания. Захаров поставил в театре Сатиры пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли. Именно в его спектаклях актриса «создавала поле», «держала зал».
В феврале 1977 года Пельтцер после скандала с главным режиссером театра Валентином Плучеком перешла в Театр им. Ленинского комсомола – вслед за Захаровым, ставшим главным режисером «Ленкома» в 1973 году.
«Марк Захаров, перешел из нашего театра, когда его назначили главным режиссером "Ленкома". Сделал он это деликатно по отношению к нашему руководителю Валентину Николаевичу Плучеку - не взял с собой никого из артистов, - рассказывала актриса театра Сатиры Нина Архипова. - Хотя и Татьяна Ивановна хотела с ним работать, и я бы, позови он меня, последовала бы за ним, да и другие актеры тоже... Но Татьяна Ивановна просто не могла без Марка жить. Она устроила Плучеку маленький скандал прямо на репетиции - назвала его "старым дураком". Он вспылил, обозвал ее "безумной старухой", Пельтцер воспользовалась моментом и подала заявление об уходе. И Валентин Николаевич, который в другой ситуации никогда бы его не подписал, тут сказал: "Пожалуйста!". Татьяна Ивановна, которой только этого и надо было, тут же ушла в Захарову».
Придя в «Ленком» в 73 года, актриса проработала в этом театре почти до самого последнего дня своей жизни.
Один из последних спектаклей с участием Пельтцер — «Поминальная молитва», где она играла старушку Берту. Ее роль там была незначительна: она выходила в конце второго акта со своим партнером Александром Абдуловым и произносила всего две или три реплики. Несмотря на это, публика ее обожала. Каждый выход Татьяны Ивановны на сцену сопровождался овациями и продолжительными аплодисментами зрительного зала.
В 1992 году Татьяна Пельтцер, упав, сломала шейку бедра. Для пожилых людей этот диагноз тогда означал практически смертный приговор, поскольку следствием неподвижности становилось воспаление легких.
Татьяна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Татьяну Пельтцер называли «главной бабушкой советского кино». «Ее - уж не знаю почему - с молодых лет воспринимали как пожилую женщину. То ли у нее морщинки появились раньше, чем нужно, то ли она очень убедительно вживалась в роли старух - других ролей ей просто не давали», - рассказывала Нина Архипова.
Советским зрителям запомнились яркие роли Пельтцер в фильмах «Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Кабачок «13 стульев»», «Приключения желтого чемоданчика», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Вам и не снилось…», «Формула любви».
Всего же за свою актерскую карьеру Татьяна Пельтцер снялась почти в 90 картинах.
С 1980-х годов у Татьяны Пельтцер начала пропадать память, она стала забывала текст. К началу 90-х у нее развилась подозрительность и мания преследования. В итоге в 1991 году она была помещена в общую палату психиатрической клиники, где «местные психи не приняли ее». Ольга Аросева рассказывала: «Она попала в Ганнушкина. "Ленком" в это время был на гастролях, и мы с Мамедом (Мамед Агаев — директор Театра сатиры) поехали туда. Она вся в крови была, расцарапанная. Врач сказал, что дерется, очень агрессивная. Ничего страшнее в своей жизни, чем в этом доме, я не видела».
Благодаря стараниям коллег, из Ганнушкина Татьяну Ивановну перевели в другую больницу, более-менее приличную. Надеялись, что врачи восстановят ей память, но вскоре стало ясно, что это невозможно.
После лечения Татьяна Пельтцер снова вернулась в театр, но она уже с трудом передвигалась, не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Последним ее спектаклем стала «Поминальная молитва» Григория Горина. Пельтцер играла старую Берту, роль, которую Горин написал специально для нее.
В театре до последнего старались сделать так, чтобы угасающая актриса чувствовала себя нужной и востребованной. Прямо из больницы ее привозили на спектакль, партнер Александр Абдулов выводил ее на сцену, бережно поддерживая, как хрупкую статуэтку, а потом увозили обратно. «Помню, она вышла на сцену, стояла и молчала, - вспоминала Архипова. - Ее текст говорил Абдулов: "Ну что, мама, в поезде вас, наверное, укачало? Вы, наверное, устали?". Татьяна Ивановна своим характерным, узнаваемым голосом ответила: "Да, очень!". В зале поднялась буря аплодисментов! Они пошли дальше: Абдулов снова произнес за нее ее текст, и она снова ответила: "Да!". И снова - буря аплодисментов».
Под самый конец, когда Пельтцер уже не могла выходить на сцену, в «Ленком» ее привозили просто так - она не играла, просто сидела в гримерной, дышала театральным воздухом, а актеры, которые обожали свою «бабушку», приходили, чтобы ее обнять.