Торговые сети начали разорятьсяСразу несколько скандалов потрясли рынок ретейла в этом году — в судах разных инстанций рассматриваются претензии кредиторов к торговым сетям. Эксперты считают, что многим еще предстоит столкнуться с трудностями при погашении обязательств, поэтому исход игроков с рынка продолжится.
Источник:www.batyr-rb.ru
Источник:img12.nnm.me
В сентябре правоохранительные органы объявили в розыск акционера крупнейшего в стране обувного ретейлера «ЦентрОбувь» Сергея Ломакина. По версии следствия, бизнесмен похитил крупную сумму у Газпромбанка, долг перед которым составляет 8,6 миллиарда рублей. Но претензий к сети не счесть. В 2015 году ретейлер получил 478 исков на общую сумму 5,9 миллиарда рублей, в этом году в суд было подано еще 135 заявлений на 438,3 миллиона рублей. Среди кредиторов — арендодатель торговых площадей «Сандорини», Московский кредитный банк, Сбербанк и ВТБ. Общий долг предприятия приближается к 40 миллиардам рублей. В конце октября московский арбитраж рассмотрит дело о признании АО «Торговый дом "ЦентрОбувь"» банкротом.
Терпит бедствие и другая обувная империя — в августе Высокий суд Лондона принял решение об аресте основателя российского бренда Carlo Pazolini Ильи Резника в рамках его разбирательств с Альфа-банком. Кредитная организация пытается взыскать с бизнесмена мультивалютный долг в размере 11 миллионов долларов и 8,4 миллиона евро. Весной Альфа-банк обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о банкротстве ЗАО «Фирма "Анта"», владеющей правами на торговую марку Carlo Pazolini. В мае в дело о банкротстве вступил Сбербанк, а летом иск на 1,49 миллиарда рублей подал Юникредит-банк.
Сейчас обе сети стремительно сворачиваются — закрывают магазины по всей стране. Компании были лидерами своего сектора рынка: «ЦентрОбувь» — в эконом-сегменте, Carlo Pazolini — в среднем. По мнению директора департамента ассортимента Fashion Consulting Group Галины Кравченко, сокращение сетей связано именно с нарушением баланса кредиторской задолженности (в валюте и рублях), что при росте курса ударило по возможности компаний отвечать по своим финансовым обязательствам и содержать розничную сеть в прежнем масштабе.
Источник:img11.nnm.me
Проблема долгов обострилась не только в связи с девальвацией, но и с общим падением покупательского спроса. За последние два года объемы продаж обуви в России упали примерно наполовину, и сильнее всего просел средний ценовой сегмент. По данным экспертов из PwC, 15 процентов россиян приучились покупать обувь и одежду лишь по мере острой необходимости, а больше половины россиян тратят деньги только на самое необходимое.
Страдают все
Из-за снижения потребления непродовольственных товаров падение объемов продаж наблюдается в магазинах самой разной специализации, и им все сложнее обслуживать свои долги. В мае этого года был признан банкротом ювелирный дом «Яшма», задолжавший Сбербанку около 6 миллиардов рублей, банку «ФК Открытие» — 236 миллионов рублей, банку «Интеза» — 209 миллионов рублей.
В июле 2016 года вступила в дело о собственном банкротстве головная компания сети магазинов товаров для дома «Уютерра» (липецкая «ПланетаСтрой»). Тому предшествовали иски к ретейлеру от поставщиков и кредиторов, долг перед которыми превышает 4 миллиарда рублей.
По мнению экспертов инвесткомпании General Invest, на ситуации сказываются многие факторы — в частности, удорожание кредитов, повышение стоимости импорта и режим санкций, закрывший многие привычные источники поставок. Ретейлеры по-разному приспосабливались к изменившейся ситуации: искали новых поставщиков, меняли ассортимент, боролись за долю на рынке, в том числе предоставляя более выгодные условия покупателям. Эти усилия способствовали стабилизации положения в секторе, но имели свою цену: рентабельность розничной торговли ухудшилась по сравнению с 2013 годом примерно на 40 процентов.
Разные виды ретейла пострадали в результате произошедших событий в разной степени, указывают аналитики General Invest. Понятно, что хуже всех с рентабельностью у тех, кто много торгует импортом: продавцов автомобилей и автомобильных запчастей, часов, мебели, одежды. Именно в этих частях розничного сектора произошли и будут происходить наиболее заметные структурные изменения, считают эксперты.