Этот безымянный пес стал одним из символов Помпей, брошенный и забытый хозяевами в атриуме дома Марка Везония Примуса. Цепь, на которой он сидел, не дала ему шансов на спасение - убежать было невозможно. Во время извержения слой падающего с небес пепла и пемзы рос быстро. Уже через 5 часов, он покрыл город полуметровым слоем, а к ночи слой пепла достиг полутора метров. Пес карабкался вверх, пока позволяла цепь...
Его обнаружили 20 ноября 1874 года, при раскопках дома. Полость, в которую залили гипс, находилась высоко - почти у самого потолка. После того как гипс застыл, археологи получили первый (и по сей день единственный) слепок тела собаки в Помпеях. Пес была привязан к столбику у входа в дом. Бронзовые шипы на ошейнике указывают, что хозяева беспокоились о том, чтобы он выглядел достаточно устрашающе - как настоящий сторожевой пес. Скрученное в бесплодной борьбе за глоток воздуха тело свидетельствует - он до самых последних секунд сражался за свою жизнь.
Реклама
Кстати, в этом доме на входе есть мозаика, предупреждающая незваных гостей об охране. Вот она:
Вряд ли это именно наш пес, но, вполне возможно, кто-то из его предков.
В другом доме ("дом трагического поэта") изображение собаки еще более пугающее - оскаленные зубы и надпись: "Осторожно - собака!"
А вот изображение на стене в ошейнике подобному тому, что у нашего пса.
В 2015 году проводилось томография и рентгеноскопия знаменитых слепков в Помпеях. Ученые установили лабораторию с томографом прямо в древнем цирке, а те слепки, что не могли транспортировать или просто по размерам не проходили в томограф, просвечивали переносным рентгеновским аппаратом.
На самом деле отношение к этим слепкам (как к методу сохранению останков) у большинства археологов крайне отрицательное. По сути, сами слепки малоинформативны, кости могут дать гораздо больше информации, но в качестве шоу, элемента притягивающего туристов, слепки жертв извержения очень востребованы. Потому категоричным требованием итальянских властей, давших добро на исследование, было крайне осторожное, исключающее любые повреждения изучение данных слепков.
Вот тут-то открылись весьма малоприятные факты - большинство слепков уже были повреждены и ремонтировались крайне грубо, используя различный металлический лом для их укрепления. При этом повреждались древние кости, а порой их просто выбрасывали - горе-"реставраторов" такие "мелочи" не волновали. Похоже "ремонтировались" слепки почти 150-летней давности не раз, при чем людьми весьма далекими от археологии. В некоторых слепках вообще не оказалось костного материала, только скрепляющие части металлические штифты и скобы.
Самое печальное для нас с вами - выяснилось, что и известный слепок собаки - всего лишь гипсовый муляж...
Так значит ли, что это всего лишь подделка для привлечения туристов?
И да, и нет. На данный момент слепок выставляемый в музее - всего лишь муляж оригинального слепка, который похоже утерян навсегда.
Как это могло случиться?
Давайте взглянем, как выглядел оригинальный слепок на фото XIX века (1863 год, автор снимка Giorgio Sommer).