Первый опыт отечественного судостроения в серийном создании крейсеров был не самым удачным. Но благодаря ему появился самый известный в нашей стране корабль. Крейсеру «Аврора» была уготована участь стать одним из самых известных кораблей в истории отечественного военно-морского флота. Ирония судьбы заключается в том, что этот крейсер — далеко не самое удачное детище отечественных кораблестроителей.
В конце XIX-начале XX века Российская империя активно заказывала строительство военных кораблей на иностранных судоверфях. Так, например, был создан легендарный «Варяг», построенный в Филадельфии. Однако в условиях нового витка гонки военно-морских вооружений было принято решение поручить строительство новых крейсеров и отечественным судоверфям.
По указанию адмирала Николая Чихачёва, управляющего Морским министерством, Морской технический комитет 2 марта 1894 года объявил конкурс на лучший проект стального быстроходного бронепалубного океанского крейсера: «истребителя торговли». Победителями были признаны три проекта, однако ни один из них реализован не был.
В 1895 году, реагируя на усиление ВМС Германской империи на Балтике, военное руководство России поставило задачу постройки трёх крейсеров для уравнения «наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».
Наряд на проектирование и постройку новых крейсеров был 7 апреля 1895 года выдан Главным управлением кораблестроения и снабжений Морского министерства Балтийскому заводу. Но проект, по которому строились «Аврора» и две её «сестры» («Диана» и «Паллада»), создавался в большой спешке. А в таких условиях, давно известно, ничего хорошего не получается.
Постройка «Авроры» задержалась на два года.
[ Британский крейсер «Тэлбот». ]
Это был первый опыт отечественного судостроения в серийном создании кораблей такого класса. В связи с этим на этапе проектирования за образец брались аналогичные британские крейсера, в частности, «Тэлбот».
Доработка проекта продолжалась до конца 1897 года. Имя крейсерам из предложенных вариантов выбирал лично император Николай II. Царь выбрал названия «Диана», «Паллада» и «Аврора». Крейсера были названы в честь древнеримских богинь и одновременно — в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав русского флота.
Закладка судов состоялась в один день: 23 мая 1897 года. На Галерном островке заложили «Палладу» и «Диану», в Новом Адмиралтействе — «Аврору». Торжественную закладку проводил великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и морского ведомства.
Несмотря на то, что строительство было начато одновременно, в строй корабли вошли в разное время. Крейсер «Диана» был спущен на воду 12 октября 1899 года, а вступил в строй 23 декабря 1901. Работы по «Палладе» велись примерно в те же сроки, а вот «Аврора» отставала от «сестёр» примерно на два года.
Чтобы не допустить перегрузки крейсеров, артиллерийское вооружение сократили и уменьшили калибр. Во время ходовых испытаний «Дианы» и «Паллады» выяснилось, что оба крейсера не могут достичь проектной скорости, несмотря на превышение индикаторной мощности машин над проектной.
Недостатки «Дианы» и «Паллады» пытались исправить на «Авроре», вошедшей в состав флота в июне 1903 года, но не слишком в этом преуспели.
Реклама
«Дашка» и «Палашка».
[ Бронепалубный крейсер «Диана» на Малом Кронштадтском рейде. ]
К тому времени «Диана» и «Паллада» уже несли боевую вахту. 17 октября 1902 года крейсер «Диана» вышел из Кронштадта на Дальний Восток в составе эскадры под командованием контр-адмирала Эвальда Штакельберга. В 1903 году «Диана» поступила в распоряжение российского посланника в Корее Александра Павлова.
Русско-японская война застала «Диану» во время дежурства на внешнем рейде Порт-Артура. Крейсер не получил серьёзных повреждений в первые месяцы войны и 28 июля 1904 года принял участие в бою в Жёлтом море между русской 1 эскадрой флота Тихого океана и Объединённым флотом Японии.
«Диана» получила серьёзные повреждения и вынуждена была уйти в порт Сайгон, где корабль интернировали местные власти. Таким образом, участие крейсера в русско-японской войне завершилось.