Порой гениальные фильмы рождаются из простой или даже банальной идеи. Гигантская акула заплывает в тихий залив, игрушки оживают, как только в детской закрывается дверь, человек вынужден проживать один и тот же день бесконечно – если к этим несложным исходным данным подойти с душой, можно получить шедевр. Случается, что отличное кино получается из тех задумок, что изначально не кажутся хорошими – ну кто ожидал успеха от полнометражного фильма о конструкторе Lego? Бывает, что и сложную идею удается реализовать достойнейшим образом, «Начало» Нолана и «Грань будущего» Лаймана тому подтверждение. Последние примеры, увы, скорее исключение из правил, куда чаще блестящие идеи оказываются реализованы слабо и разочаровывают зрителя, интригующие концепции просто спускаются в унитаз. Происходит это из-за вмешательства продюсеров и студий, виной тому скверный сценарий или актерские неудачи – вместе с порталом Film.ru мы вспомнили несколько наиболее ярких примеров того, как блестящие задумки оказались заурядно, а то и откровенно плохо реализованы.
Безумный Макс 3: Под куполом грома (1985) / Mad Max Beyond Thunderdome
Оригинальный «Безумный Макс» 1979 года, снятый Джорджем Миллером на такой волне воодушевления, что им вместо бензина можно было заправлять автомобили и мотоциклы, несомненно, украшает историю кинематографа. Второй фильм существенно прибавил франшизе энергетики, продолжительная, но ни на секунду не теряющая драйва сцена погони стала классикой экшена, а вот с третьей частью франшизе явно не повезло. У авторов было достаточно возможностей для того, чтобы развить начатые идеи, но Миллер выбрал худшие из них – разве можно придумать страшнее наказание для прирожденного гонщика, чем лишить его колес. А в «Под куполом грома» произошло именно это – Макс в буквальном смысле затормозил, Бартертаун лишил героя воздуха и возможностей для маневров, а вместе с персонажем загрустил и зритель. Эксперимент не удался, а сделать работу над ошибками режиссеру позволили только через 30 лет, и постановщик вернулся к проверенной формуле: «Газ до отказа, а там поглядим».
Горец 2: Оживление (1991) / Highlander II: The Quickening
Первый фильм о бессмертном Конноре МакЛауде, вышедший в 1986 году, не то чтобы поражал своей оригинальностью, но как минимум демонстрировал задатки весьма любопытной франшизы с неординарными героями, увлекательной историей противостояний и нетривиальными отношениями между ведущими персонажами. «Горец» был хорош, а вот продолжения его заметно уступают предшественнику – сюжеты «Оживления» и «Последнего измерения» настолько бессвязны и неинтересны, что в их связь с Вселенной Бессмертных не хочется верить, оба фильма вполне могли быть приключением совершенно иных героев, никак не связанных с древним родом МакЛаудов. Неудачи сиквела были настолько очевидны даже авторам, что параллельно пришлось начинать новую историю про Дункана МакЛауда, именно в телесериале история получила гораздо более внятное и убедительное развитие. Два продолжения полнометражного «Горца» же закономерно выродились в кроссовер и были списаны за ненадобностью.
Звездные войны: Эпизод I - Скрытая угроза (1999) / Star Wars: Episode I - The Phantom Menace
Без всякого риска быть побитыми фанатами «Звездных войн» сегодня можно смело заявлять о том, что приквел-трилогия саги – зрелище сколь нелепое, столь и бессмысленное. Что требовалось от Джорджа Лукаса (если такой оборот вообще можно использовать – мы вполне могли обойтись и без предыстории «Новой надежды»)? Рассказать о том, как Анакин перешел на Темную сторону. О том, как свою власть получил Император. Об отношениях Оби-Вана и Скайуокера-старшего, и что в них пошло не так. Справился с этим автор? Да. Но какой ценой. Чтобы увидеть и без того очевидное, зрителю приходится продираться через дебри скучных персонажей, через бессмысленные и ведущие в никуда сюжетные ответвления, через невнятную игру Хайдена Кристенсена и растерянность Эвана МакГрегора. Три фильма задумывались как единый кулак, демонстрирующий трагедию трансформации Белого рыцаря в Исчадие ада, но вместо величественного, могущественного и заставляющего трепетать Вейдера мы получили сопливого подростка, обиженного на весь мир и не способного четко мыслить. В какой-то мере «Изгой-Один» вернул веру в то, что из приквелов что-то может получиться, но от шока «Скрытой угрозы» мы оправимся не скоро.
Матрица: Перезагрузка (2003) / The Matrix Reloaded
Удивительная тайна, опасный реальный мир, философские вопросы о том, управляет ли кто-то или что-то, – даже без революционной визуальной составляющей фильм братьев Вачовски «Матрица» имел колоссальный успех и почтение зрителей и критиков. И фильм был самодостаточен, но вы же знаете правила Голливуда: если что-то может принести деньги, его нужно выжать досуха. Нельзя сказать, что два сиквела «Матрицы» оказались совсем беспомощны, в них было несколько любопытных идей, пара впечатляющих боевых сцен и шикарная погоня, но, откровенно говоря, все хорошее из «Перезагрузки» и «Революции» можно было уместить в одну ленту, длительность которой не превысила бы 90 минут. Слишком много реального мира, слишком путаные объяснения физики процессов, слишком много графики там, где она не требуется, – продолжения приключений Нео вымучены и притянуты за уши. Иногда лучше остановиться на краю, а не прыгать с небоскреба, даже если ты Избранный.
Золотой компас (2007) / The Golden Compass
У экранизации книжной трилогии «Северное сияние» Филипа Пулмана были все шансы стать новым Гарри Поттером или Нарнией – блистательная волшебная книга с красочными героями, удивительными приключениями и богатыми возможностями для эффектной реализации. К несчастью для зрителей, студия New Line, взявшаяся за адаптацию, наткнулась на серьезное сопротивление Церкви, считающей, что книги имеют четкую антирелигиозную направленность. Компромиссы фильму «Золотой компас» не пошли – сюжетные детали, мотивации персонажей без «антицерковного цемента» просто перестали работать, альтернативные объяснения выглядели надуманными, а слова персонажей расходились с делом. Вместо мощной трилогии (а может, и квадрилогии, третью книгу же принято дробить на два фильма) зрители получили вымученный «Компас», который хотелось забыть сразу после окончания финальных титров.
Хэнкок (2008) / Hancock
В 2008 году, задолго до сериалов Netflix и прочего постмодерна, идея о супергерое, который борется не с мировым злом, а с собственными вполне человеческими пороками – алкоголизмом, хамством, ленью, – и привлекает для этого пиар-менеджера, казалась свежей и многообещающей. И «Хэнкок» Питера Берга работает очень хорошо, но только до тех пор, пока главный герой бесчинствует, творит пьяные дебоши и суперменские непотребства. Дальше авторы смутились собственной смелости и поспешили вернуться к банальному очеловечиванию героя, скучному любовному треугольнику и сопливой подростковой драме. Как можно заметить по недавнему «Дэдпулу», будь у авторов «Хэнкока» нервы покрепче, они могли бы опередить время на целый десяток лет, но, к сожалению, Берг дело до конца не довел, а Хэнкок как был неудачником, так и остался.
Время (2011) / In Time
Буквально восприняв пословицу «Время – деньги», режиссер Эндрю Никкол в 2011 году попытался шокировать зрителя амбициозной фантастической драмой «Время». По сюжету человечество в недалеком будущем раскрыло секрет вечной жизни, но, дабы избежать перенаселения планеты, доступны блага только имущим, бедняки могут жить лишь до 25 лет, а затем либо их убивают, либо они покупают себе дополнительные дни, часы, минуты жизни. Аллегория понятна – богаты е и сегодня ни в чем себе не отказывают, в то время как неимущие вынуждены тратить все только ради того, чтобы гарантировать свою нищету. Все бы ничего, но, увы, этой завязкой, речитативом выплеснутой с экрана в первые три минуты, оригинальность фильма и заканчивается. Далее никто не знает, что с этим титульным временем делать – фильм шарахается от боевика к драме, от комедии к триллеру, но нигде себя не обретает. «Сказка о потерянном зрителем времени» в ее энциклопедически точном исполнении.
Прометей (2012) / Prometheus
Со своим новым фильмом о полете в далекий космос режиссер Ридли Скотт сам себя загнал в тиски: с одной стороны, зрители от него требовали непременной связи с «Чужим», с другой – самого постановщика интересовали скорее вопросы происхождения человека, а не появление ксеноморфа. В результате «Прометей» просто не удержался на двух стульях и огорчительно для многих свалился на пятую точку. Все выводы об участии в появлении на Земле жизни пришельцев получились топорно прямолинейными, а монстров в фильм затолкали словно силком – целостностью эта история даже не пахнет. Сюжетная путаница, оставленные без ответа вопросы и сомнительный мостик в продолжение оптимизма также не добавили. В какой-то мере Скотт попытался угодить всем, но в итоге практически каждого зрителя оставил разочарованным. Майкл Фассбендер в «Прометее» хорош (а где не?), но для реализации амбициозных затей одного этого недостаточно.
Элизиум: Рай не на Земле (2013) / Elysium
Увы, с анонсом очередного фильма режиссера Нила Бломкампа приходится с горечью констатировать, что мы имеем дело с «героем на день», после блистательного «Района № 9» этот постановщик так и не смог больше сделать ничего сопоставимого. А попытки были – на «Элизиум» у многих были большие планы, социальная фантастика о неравенстве и разделении будущего, сочетающаяся с переосмыслением достижений прогресса, такое умный зритель любит. К сожалению, лента оказалась проходным боевиком, неумело эксплуатирующим наработки того же «Района» и не способным сказать ни одного нового вразумительного слова. То же, кстати, касается и «Робота по имени Чаппи», третьего фильма Бломкампа – в попытке «соригинальничать» режиссер в итоге снова скатился к раздражающим стереотипам и предсказуемым жанровым шаблонам.
Превосходство (2014) / Transcendence
Талантливый ученый работает над усовершенствованием искусственного интеллекта, который наконец принесет человечеству долгожданное всеобщее счастье, но после покушения «противников прогресса» ему приходится самому стать цифровым мозгом, и это по-иному раскрывает истинные стремления героя. Фантастический фильм с Джонни Деппом в главной роли, снятый верным соратником Кристофера Нолана Уолли Пфистером, – разве что-то может пойти не так? Может. Не так пошло почти все – на бумаге вопросы о нашем сосуществовании с искусственным разумом, возможно, не казались глупыми, но на экране тема превратилась в череду нелепостей и затертых штампов. Увы, сюжетные дыры и странная логика героев не позволяют сколько-то увлечь зрителя действием, а актеры оказываются бессильны что-либо изменить. То, что казалось новым словом в жанре, на деле оказалось банальщиной, затертой до дыр, в книгах классиков фантастики все это было описано еще полвека назад.
Мстители: Эра Альтрона (2015) / Avengers: Age of Ultron
Вторая «сборная солянка» супергероев Marvel должна была стать грандиознейшим событием в киновселенной Железного человека, Капитана Америка, Тора и других. Причем подходила студия к заключительной ленте Второй Фазы достаточно тщательно – у всех супергероев появились уязвимые места, комикс-экранизации из веселенького зрелища превратились в полноценные драмы, а злодей был подобран с большим вкусом, но… Но что-то не сработало, точнее, сработало не так, как хотелось. Не стоит даже говорить о том, что «Мстители 2» уступили первому фильму, они оказались хуже даже некоторых сольных картин Marvel. В чем дело? Причин несколько. Джосс Уидон серьезно разошелся со студией в видении фильма, и в результате «Эра» оказалась не совсем той лентой, какую хотел снять постановщик. Слабым оказался противник команды супергероев, из Альтрона не удалось сделать вселенскую угрозу, он всего лишь вышедший из-под контроля робот. Да и в стан Мстителей он не сумел внести раскол, в результате «Мстители 2» стали всего лишь прелюдией к «Противостоянию» и «Войне бесконечности».
Хороший динозавр (2015) / The Good Dinosaur
Мультфильмы студии Pixar прекрасны не только своими удивительными идеями, но и реализацией. Крыса, любящая высокую кухню… Эмоции внутри головы девочки… Рыбки, переплывающие море в поисках малька… Необычные конструкции требуют талантливой реализации. С «Хорошим динозавром» шедевра не получилось – забавная идея о том, что доисторические ящеры и люди могли бы сосуществовать, не получила достойного экранного воплощения. Увы, «Динозавр» не дает ничего нового, это все та же растиражированная история необычной дружбы, просто раскрашенная иными красками. Да, отношения между диким мальчиком и титульным ящером порой трогают так, как это умеют делать только волшебники из Pixar, но не более – лента стыдливо замирает где-то на пороге и не решается хоть сколько-то развить первоначальную идею. Досадный промах.