Репин сам выстроил здесь уютный парк с мостиками и беседкой и достроил второй этаж усадьбы, на которой позже родились его шедевры.
В древнем Риме для охраны своего жилья от нечистых на руку соседей каждый верующий горожанин выбирал себе хранителей из почитаемых богов, ставил их как оберег у домашнего очага и нарекал пенатами. Такая сигнализация не была стопроцентной гарантией защиты от воришек или семейных скандалов, но ввиду своей доступности пользовалась огромным спросом, ведь не каждый как царь мог выстроить у своих ворот защитный легион или выбрать новую жену.
Вот в память о такой замечательной традиции будучи уже знаменитым художником, Илья Ефимович Репин молвил, что здесь построит свои родные "Пенаты", и выкупил участок на берегу Финского залива в укромном местечке с заросшим парком и стареньким покосившимся домом. Местность эта принадлежала финам и носила на тот момент название Куоккала.
Реклама
Близкое расположение от столицы Российской Империи, прибрежная курортная зона, и можно сказать - "море" под боком, позволяли жить в тишине и творить на радость потомкам, при этом не быть оторванным от всей "светской жизни". Репин сам выстроил здесь уютный парк с мостиками и беседкой, достроил второй этаж усадьбы, на которой и родились новые шедевры. Тут же у него перенимали опыт будущие классики Кустодиев, Бродский, Куликов, Малявин. Для более успешного творчества в доме сделали большие светлые окна, вместительную веранду и балкон.
Илья Репин очень любил принимать у себя гостей, для этого на территории парка построил площадь Гомера, украсил ее гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые лично покрыл смолой. Летом по воскресеньям здесь собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы, а сценой для них служила отстроенная беседка.
В самой глубине сада была отстроена смотровая башня "Беседка Шехерезады", где забравшись выше крон деревьев он встречал закаты и любовался местной природой, ну или прятался от надоедливых гостей.
Земля, на которой разместились "Пенаты", находилась в подчинении Выборгской губернии и принадлежала Финляндскому княжеству, так вот впоследствии революции художник оказался отрезанным от Петербурга, оставшись за кордоном, при этом превратился в самого известного жителя соседнего государства. Серьезно, есть ли среди финов более известный художник? Думаю, что нет. Ведь недаром он пожертвовал огромную часть своих работ Гельсингфорсскому музею, но не думайте, с Родиной он отношения не разрывал, продолжая разминаться в эпистолярном жанре с близкими друзьями.
Да и проблемы в его возвращении на родину не было, сам Сталин писал письма и подговаривал родственников, дабы те смогли уговорить вредного старика вернуться в Ленинград. Репин отказывался, говоря, что в родных "Пенатах" ему хорошо, и нет места на земле лучше, а Финляндия это или Россия ему не важно.
Лукавил конечно, так как очень хотел повидаться со старыми друзьями, одну такую поездку для них даже согласовали, и в его имение смогли заехать Бродский и Кустодиев. А вот до полноценного присоединения территорий он уже не дожил, в его честь "трофейные" земли переименовали, и теперь каждый житель Петербурга знает про замечательный курорт для богатых господ - Репино, соседствующий с песенным Комарово, а про Куоккалу уже давно никто и не слышал.