Михаил Пуговкин, настоящая фамилия – Пугонькин, родился 13 июля 1923 г. в селе Рамешки Чухломского района Костромской области в бедной крестьянской семье. Был он третьим сыном в семье, дома и в селе его ласково называли Минькой.
Уже тогда Минька проявлял свой актерский талант на деревенских свадьбах и праздниках — пел, выступал с прибаутками, лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. И никто тогда не мог и подумать, что этот маленький паренек с задорной мордашкой станет Народным артистом СССР. Перед войной семья переехала в Москву, родители хотели дать детям хорошее образование и вырвать их из тягот сельской жизни.
В Москве Михаил Пуговкин трудился вместе с братьями на тормозном заводе электромонтером. Все любили его за веселый характер и смекалку. А после работы он занимался в драматическом кружке в Клубе имени Каляева. На репетиции бежал, позабыв обо всем. Встреча с художественным руководителем клуба народным артистом РСФСР А.П. Шатовым, стала для парня судьбоносной. Опытный мастер распознал в парне природный артистический дар. Он же и поручил Пуговкину главную роль купца Большого в пьесе А. Островского «Свои люди – сочтемся», когда заболел основной исполнитель. Актер за одну ночь выучил не только свою роль, но и всю пьесу.
В этом спектакле его и заметил заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр. Он заинтересовался им, был поражен игрой молодого паренька. И вот он подарок судьбы – Михаила Пуговкина пригласили в профессиональный театр. Несмотря на то, что у него не было даже специального образования, юноша не затерялся среди мастеров.
Начинал Пуговкин с эпизодических ролей. Работал он много и упорно. Пришлось приложить не мало усилий для улучшения дикции. И с этой задачей артист успешно справился, заслужив тем уважение Ф.М. Каверина. Вскоре игрой Михаила Пуговкина стали восхищаться зрители, о нем начала писать пресса.
Реклама
В кино Пуговкин дебютировал в канун Великой войны. Известный режиссер Г.А. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на все был один ответ: «Могу!» «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», – сказал Рошаль. А в роли молодой певицы в этом фильме дебютировала Любовь Орлова. Картину не успели озвучить, началась война.
Вслед за отцом и братьями Михаил Пуговкин ушел на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком. Прошел через кромешный ад без единой царапины на Смоленщине, а вот под Ворошиловградом получил ранение в ногу. Началась гангрена, в госпитале его готовили к ампутации. Ему удалось упросить главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!».
Болезнь отступала медленно, лечение длилось долго. Выздоравливая, вспоминая свою трехлетнюю творческую деятельность, Михаил Пуговкин подумал: не прожить ему без сцены, без съемочной площадки. После увольнения в запас добрался до Москвы, пришел в единственный действовавший в то время театр драмы под руководством главного режиссера народного артиста РСФСР Н.М. Горчакова, сегодня это Театр имени В. Маяковского. Константин Симонов был заведующим музыкальной частью, а ведущими артистами – Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре в то время репетировали пьесу «Москвичка», и Пуговкин сразу же получил в ней роль. Успех постановки был огромный.