14 июля 1941 года впервые в боевых условиях был применен советский реактивный миномет, более известный как «Катюша».
«Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»
Знаменитую песню о девушке Катюше, выходящей на берег крутой, написанную в 1939 году поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в годы Великой Отечественной войны стали прочно ассоциировать с одним из новейших образцов оружия — боевой машиной реактивной артиллерии БМ-13.
До сих пор идут споры, по какой причине БМ-13 получила в армии прозвище «Катюша». Одни связывают это с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна, другие говорят о том, что звук, издаваемый снарядами, был похож на протяжное звучание песни. По третьей версии, первое применение БМ-13 с крутой горы, что кому-то тоже напомнило содержание шлягера.
К середине войны в песне «Катюша» даже появился новый куплет:
Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!
Реклама
«Эрэсы» изначально создавались для авиации.
Установка БМ-13 стала одним из новейших видов вооружения, появление которых в Красной Армии стало крайне неприятным сюрпризом для гитлеровского командования.
Работы над созданием снарядов на бездымном порохе велись в СССР еще с 1920-х годов. Первые образцы реактивных снарядов — «эрэсов» — были созданы в 1933 году и предназначались для вооружения самолетов. О том, что подобные снаряды могут быть эффективны также и при использовании в наземных войсках и на флоте, задумались позже. Работы над созданием многозарядной реактивной установке на базе грузовой машины начались в 1938 году.
В августе того же года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) во главе с Иваном Гваем представили первый проект многозарядной установки на базе автомашины ЗИС-5. Полигонные испытания показали, что проект «сырой», имеющий очень много недостатков.
В апреле 1939 был создана новая модель МУ-2 (механизированная установка, 2-й образец). Эту установка, заряжавшаяся 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13, военных в целом устроила.
В декабре 1939 года Артиллерийское управление Красной Армии утвердило программу продолжение работ по «Боевой машине-13» (БМ-13) и созданию опытной партии машин для всесторонних полигонных испытаний.
Первая батарея.
Времени катастрофически не хватало — в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, и не было никаких сомнений в том, что она не обойдет Советский Союз.
Окончательное решение о начале серийного производства БМ-13 было утверждено Иосифом Сталиным за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Первые серийные БМ-13, созданные на базе автомобиля ЗИС-6, сошли с конвейера завода №723 Наркомата минометного вооружения в Воронеже.
Командование Красной Армии приняло решение — из первых БМ-13 сформировать экспериментальную батарею, вооружить ее снарядами, производство которых тоже находилось в стадии запуска, и отправить на фронт, проведя испытания в по-настоящему боевых условиях.