1 июня 1990 года на экраны впервые вышел фантастический триллер «Вспомнить все» с легендарным Железным Арни в главной роли. Этому знаковому фильму Пола Верховена удалось перевернуть весь жанр кинофантастики и навсегда войти в анналы киноистории. Как делали удивительные по тем временам фантастические спецэффекты?
Золотую эру голливудского кинематографа 1980-90-х годов не зря часто связывают с Арнольдом Шварценеггером. Помните времена, когда выход каждого фильма с «Мистером Олимпия» в главной роли априори обещал зубодробительный экшен старой школы? «Конан-варвар», «Терминатор», «Коммандо», «Хищник», «Красная жара», «Правдивая ложь»! Без этих лент сложно представить американский кинематограф конца прошлого века.
Реклама
Во второй половине 1980-х Железному Арни посчастливилось встретиться с голландским режиссером Полом Верховеном, который к тому времени успел снять жесткий, злободневный, ироничный и, что немаловажно для «фабрики грез», сверхуспешный фильм «Робокоп». Двум гениям предстояло работать над новой картиной, которой тоже было суждено войти в историю.
На съемки «Вспомнить все» выделили один из самых высоких по тем временам бюджетов. Значительно дороже был только вышедший годом позже «Терминатор 2». Оно и понятно, ведь после ленты Пола Верховена Арнольд Шварценеггер закрепил за собой звание звезды первой величины и мог не сдерживать свои запросы в размерах гонорара.
Удивительно, что при всей масштабности и дороговизне фильма во «Вспомнить все» есть лишь один серьезный компьютерный спецэффект. Помните пару эпизодов, когда главный герой вместе с другими пассажирами метро проходит через рентгеновский коридор? Зрители видят, как люди заходят в некое подобие комнаты, затем нам показывают шагающие скелеты, которые наконец снова преобразовываются в людей при выходе из помещения. В 1989-1990 годах технологий для создания таких эффектов не было. Кажется, будто в создании «рентгеновской» анимации нет ничего сложного, но это не так. Специалистам надо было особым образом рассчитать прозрачность и наложение всех костей скелетов, чтобы на пленке они выглядели объемными.
Для начала с актеров, играющих в эпизодах с рентгеном, «сняли» движения. На Арнольда Шварценеггера надели белый обтягивающий костюм с 18 отражающими свет сенсорами. Каждое движение актера одновременно записывали шесть черно-белых камер. Компьютер анализировал изменение месторасположения датчиков, устанавливал, что конкретный сенсор на определенной камере соответствует такому же сенсору, захваченному другими камерами.
Все нужные для съемки этих сцен движения отсняли за день. Компьютерщики были очень рады столь быстрой работе и заверили, что за пару дней представят кинематографистам самый впечатляющий эпизод с захватом движений. Однако все оказалось намного сложнее, чем рассчитывали изначально. Вместо нескольких дней на обработку материала ушло несколько недель. Метод захвата движений с помощью сенсоров не оправдал ожиданий. В итоге многое попросту пришлось доделывать вручную. Анимация походки давалась сложнее всего — мощнейшие на то время компьютеры работали на пределе, специально написанная программа для расчета непрозрачности костей то и дело выходила из строя. Однако путем невероятного количества затраченных человеко-часов работа была сделана настолько хорошо, что в итоге ее отметили премией «Оскар».