Британец Дейв Слейтер, специализирующийся на съемках дикой природы и удостоившихся многих наград за эту работу, говорит, что роковая фотография стоила ему потери всех сбережений и привела к закату карьеры.
Источник:i.dailymail.co.uk
В момент, когда был сделан тот самый скандально известный снимок, опубликованный более 50 миллионов раз, фотограф Дейв Слейтер работал в национальном парке на севере Индонезии, всего в 50 милях от экватора. В 45-градусную жару он таскал свой рюкзак весом 18 кг, штатив, камеру, несколько дорогих линз и пачку отсыревшего печенья в качестве пропитания.
Это была последняя неделя его месячной поездки, которую он планировал и на которую копил почти семь лет, и во время которой потерял больше 10 кг, таскаясь со всем своим грузом через тропический лес. "Это было действительно изнурительно!" - говорит он сегодня, сидя в своем доме в местечке Чепстоу в Уэльсе.
Его цель состояла в том, чтобы фотографировать исчезающие виды животных и использовать полученные изображения, чтобы привлечь внимание к их серьезному положению.
Реклама
Источник:i.dailymail.co.uk
Святой Грааль был очень редкой хохлатой черной макакой - обезьяной, находящейся под угрозой исчезновения, с полностью черным лицом, которые встречаются только на двух индонезийских островах.
"Их осталось всего несколько сотен, и то того я видел только одну фотографию этих обезьян, - рассказывает Дэйв. - Меня восхищали их взгляд, прически, выражение лиц. Это было самое сильное впечатление от моей экспедиции!"
Когда местный гид привел Дэйва в это место, фотограф был просто ошеломлен: "Это было просто потрясающе, даже сюрреалистично». Стайка из 20 лет черных обезьянок играла друг с другом, Дейв затаился в 150 м от них и начал снимать, используя длинный объектив.
Постепенно ему удалось завоевать доверие животных и приблизиться к ним. К следующему дню любознательные обезьянки были повсюду: копались в волосах фотографа, рылись в его рюкзаке, растащили его печенье и особенно увлеклись фотоаппаратом. Они казались как будто завороженными звуком жужжания затвора и пытались снова и снова нажать кнопку, чтобы услышать его.
Тогда Дэйв попробовал запустить функцию "автопортрет" (слово "селфи" в то время еще не употреблялось) и обезьянки бросились к дистанционной кнопке запуска. В конце концов, развеселившийся фотограф решил позволить им справиться самим. Зверюшки с нетерпением, нажимали кнопку, ухмыляясь своим отражениям в объективе.
Среди сотен получившихся изображений (многие вышли не в резкости) выделялся один замечательный автопортрет ухмыляющейся обезьяны: глаза мерцают янтарем, крепкие зубы обнажает подобие ухмылки...
Вернувшись в Британию, Дэйв выручил несколько тысяч фунтов на продаже свежих снимков, окупив расходы на поездку в Индонезию. И через какое-то время тот автопортрет обезьянки набрал невероятную популярность: он был опубликован по всему миру более 50 миллионов раз!
Но вместо того, чтобы принести Дэйву Слейтеру финансовое удовлетворение и заслуженное профессиональное признание, этот снимок причинил ему массу переживаний, стоил всех его сбережений и ознаменовал конец его карьеры фотографа...
Источник:i.dailymail.co.uk
В этой истории можно найти все элементы фарса XXI века, включая сумасшедшие разногласия по поводу закона об авторском праве в калифорнийском суде и «бесчеловечность» благотворительной организации, которая подала иск против Дэйва от имени шестилетнего самца макаки, утверждая, что тот является законным владельцем авторских прав на злополучный снимок.
В результате последние шесть лет фотограф был вовлечен в то, что можно назвать одной из самых бессмысленных, идиотских, затратных и агрессивных юридических баталий всех времен... Итак, кому же принадлежат авторские права? Дэйву или обезьяне?
Сам фотограф никогда и не сомневался: «Конечно, это было мое авторское право! Я выбрал фон. Я отрегулировал лучшее освещение. Я выбрал объектив и я обрабатывал все изображения. Всё это было моим творчеством, и оно требовало немало настойчивости т усилий».
Проблемы начались с того момента, когда калифорнийский блог Techdirt и Wikipedia заявили, что изображение принадлежит обезьяне и загрузили его на свои веб-сайты, разрешив бесплатное использование снимка.
Поскольку это было покушением на права Дэйва и его средства к существованию,
тот попросил Techdirt и Википедию прекратить использовать его фотографии, но получил отказ. Дейв решил подать в суд на сумму до 18 000 фунтов стерлингов, сказав: «Авторское право несколько шире, чем нажатие кнопки спуска затвора».
В суде же выяснилось, что однозначно отдать права на снимок невозможно ни Дэйву, ни обезьяне. В результате единственными приматами, сумевшими заработать на этом процессе, стали юристы…
Два года назад, по мере разбирательств, правозащитная организация «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) возбудила судебное дело от имени обезьяны, которую они назвали Наруто, заявив, что ту следует объявить собственником изображения. И потребовала права распоряжаться средствами, причитающимися макаке.
PETA утверждала, что обезьяна не смогла подать собственный иск «из-за недоступности и недееспособности». Дейв говорит, что, по понятным причинам, его адвокаты рассматривали этот иск как шутку. К сожалению, всё оказалось намного серьезнее...
В прошлом году американский судья вынес решение против PETA, заявив, что животные не включены в Закон об авторском праве. Он сказал: «Хотя Конгресс и президент могут распространять защиту закона как на животных, так и на людей, нет никаких указаний на то, что это сделано в Законе об авторском праве».
Тем не менее, PETA обжаловала это решение. На прошлой неделе дело вернулось в суд в Сан-Франциско. Аргументы включают такие абсурдные положения, как:
- имеет ли PETA достаточно близкое отношение к Наруто, чтобы представлять его в суде;
- возможность предоставления письменного уведомления об авторском праве сообществу макак;
- был ли Наруто нанесен ущерб, в связи с отказом признать его владельцем авторских прав на снимок.
Дэйв, которому пришлось участвовать в заседаниях онлайн, потому что он не мог позволить себе полет в Калифорнию, почувствовал, что теряет ощущение реальности происходящего:
«На меня подала в суд обезьяна! У меня было почти два года, чтобы привыкнуть к этому, но это по-прежнему кажется мне нереальным…». Более того, он убежден, что PETA якобы защищает интересы вообще какой-то не той макаки. «На снимке – самочка!»
Дэйв Слейтер - энергичный человек, которого всегда радовали неожиданные причуды жизни, но шесть лет трансатлантических правовых споров, неуверенности, разочарования и онлайн-издевательств сильно повлияли на него.
«Я страдаю депрессией и не могу спать, - говорит он. - Но тяжелее всего чувство несостоятельности. Я не могу обеспечить свою семью...»
Ипотеку на скромный дом в Чепстоу ему приходится делить с женой, а содержать семилетнюю дочь сегодня вынуждена исключительно супруга. Дэйв говорит, что его автомобиль уже два года мертвым грузом стоит перед домом, потому что фотограф не может позволить себе ремонт авто. И всё потому, что он вынужден тратить тысячи и тысячи фунтов на попытку защитить права на свою работу.
Адвокат Дэйва уверен в победе и обещает «разобраться» со всеми этими непредвиденными расходами.
«Моя дочь рассказывает всем, что это ее папа сфотографировал ту обезьяну, но у меня сегодня нет возможности что-то дать ей. Я не могу отправить ее в школу, в которую хотелось бы, или даже подумать о том, чтобы оплатить ее обучение в университете, когда придет время. Хотя на это хватило бы выручки с того единственного злополучного снимка...»
Самое обидное, что Дэйв прекратил фотографировать: «Магия ушла. Я беру в руки камеру время от времени, чтобы попытаться вернуть радость, но, похоже, я больше не могу. Это была моя жизнь. Я не планировал зарабатывать много денег - я просто хотел получать справедливую зарплату за свою работу».
Попав в мир адвокатов с баснословными гонорарами, фанатиков-зоозащитников и онлайн-троллей, он ощутил всю его жестокость: «Мне очень стыдно за все эти попытки взять под контроль мое собственное произведение и при этом меня же обвинять в жадности».
Правда в том, что главная любовь Дэйва - это природа. Он вырос в Болтоне, одержим животными. Каждый день рождения и Рождество он просил в подарок книги о птицах или Африке. Он получил звание диплом магистра геологических наук, а также закончил аспирантуру, специализируясь на вулканических газах.
С такой квалификацией он мог бы заработать состояние, работая в нефтяных конгломератах, но через 14 лет в академических кругах выбрал для себя фотографию и животных.
«Я хотел пойти вслед за своим сердцем - мне нужна была свободная от стресса жизнь», - рассказывает Дэйв. Он работал мойщиком окон и садовником, чтобы прокормиться в то время, пока оттачивал свои навыки фотографа.
На счету Дэйва поездки в Арктику, Африку, Филиппины и Коста-Рику. Он посвятил свою жизнь благополучию животных - став фотографом RSPB и работая в The Wildlife Trusts и Trust of Wildfowl & Wetlands Trust. Но каким бы талантливым вы ни были, жизнь внештатного фотографа финансово нестабильна... «Вы делаете тысячи изображений, надеясь, что один или два снимка удастся продавать, чтобы оплатить счета и профинансировать следующую поездку», - рассказывает Дэйв.
И тут появилась ухмыляющаяся макака.