Таинственное исчезновение музейных ценностей - популярный детективный сюжет, который может встречаться в фильме почти любого жанра от триллера до комедии. Не только в кино, но и в жизни чаще всего крадут картины – есть даже список самых похищаемых художников, который возглавляет Пабло Пикассо. Помимо картин, внимание музейных воров привлекало ещё множество охраняемых экспонатов… Посмотрим, как в каких фильмах и какими способами совершались дерзкие ограбления музеев.
Способ «Свои люди в музее»
Источник:www.domkino.tv
В 1965 году министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». И через несколько недель из Пушкинского музея была похищена картина Франса Халса «Святой Лука»! Картину просто грубо вырезали из подрамника в санитарный день, когда музей был закрыт для посетителей… Этот факт моментально был засекречен.
Картина понадобилась одному коллекционеру, и для осуществления своего плана он нашёл ранее судимого реставратора по дереву, который работал с Пушкинским музеем под «честное слово» и обещание принести диплом о высшем образовании. На это и поймал его коллекционер, пообещав помощь с дипломом и деньги. Однако сотрудничество не заладилось, и картина осталась у похитителя, который простодушно пытался продать ее иностранцам на Калининском проспекте. Один из «иностранцев» оказался разведчиком КГБ… Дело раскрыли не только настоящие оперативники, но и полковник Зорин в фильме «Возвращение «Святого Луки». В фильме детективная история закручена ещё интересней, чем было в жизни...
Место нахождения подлинника картины: Музей западного и восточного искусства, Одесса.
Способ «Подмена подлинника»
Источник:www.domkino.tv
В 1985 году в Эрмитаж прошёл мужчина, спросивший у смотрительниц, какая из картин музея самая ценная. Смотрительницы указали на «Данаю» кисти Рембрандта. Мужчина подошёл к картине, выплеснул на неё из принесённой склянки серную кислоту и порезал картину ножом. Сумасшедший любитель живописи был задержан и отправлен в психиатрическую лечебницу, а картина 12 лет находилась на реставрации… Сначала в музее хотели выставить копию, но всё-таки удалось восстановить подлинник.
Этот сюжет лёг в основу первой части сериала «Бандитский Петербург», завязанной на похищении картины Рембрандта «Эгина» из квартиры криминального банкира. А как она оказалась в квартире? Была украдена из музея. После нападения сумасшедшего с кислотой она отправилась на реставрацию к художнику, мастеру копий, работавшему на Эрмитаж. Копия в музей и вернулась и висела там, пока оригинал не украли из-под носа главных бандитов Петербурга.
Место нахождения картины: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Реклама
Способ: «На глазах у всех»
Источник:www.domkino.tv
Картину Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротничком» в жизни никто не крал – она висит в Эрмитаже. А вот в фильме «Старики-разбойники» именно на неё упал выбор без пяти минут пенсионеров Мячикова и Воробьёва, задумавших «ограбление века». Цель кражи была благородная – следователь Мячиков должен был раскрыть это дело и остаться на службе. Это было самое нахальное ограбление в советском кино! Друзья переоделись в технических рабочих, пришли с лестницей в зал и просто сняли картину, объяснив смотрительнице и посетителям, что ее отправляют на реставрацию… Конечно, такая ситуация возможна только в комедии – об отправке картин на реставрацию и о том, кто именно её заберёт, и какие нужны для этого документы, знают все сотрудники реальных музее. А вот то, что музей не разгласил факт кражи – вполне может быть, это удар по репутации…
Место нахождения картины: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Способ: «Нарушение договоренностей»