Штрихи к портрету одного из лучших фильмов ’90-ых.
В 1996-ом году на экраны вышел блокбастер Роланда Эммериха «День Независимости». Фильм стал самым коммерчески успешным релизом года и возвёл Уилла Смита в ранг звёзд первого эшелона. Казалось, теперь перед ним открываются любые двери, но вопреки ожиданиям, своим следующим проектом Смит выбирает картину, в которой ему вновь предстоит сразиться с пришельцами.
Чутьё его не подвело: «Люди в чёрном» имели грандиозный успех, уступив в домашнем прокате лишь «Титанику» Дж. Кэмерона, и положили начало масштабной и очень самобытной киновселенной.
Обложка комикса с фрагментом истории о жуке-пришельце и фермере Эдгаре
Сначала было слово. Точнее, графические новеллы за авторством Лоуэлла Каннингема., которые и послужили литературным первоисточником при написании сценария. Первые три выпуска комикса, знакомивших зрителя с тайной организацией, занимающейся контролем инопланетной активности на Земле, увидели свет в начале 1990-го. Следующая тройка пошла в печать к лету 1991-го. Примечательно, что в отличие от фильма, снятого по их мотивам, широкой известности комиксы не сыскали. Возможно, причиной тому была излишняя серьёзность и мрачность, присущая графическим историям.
К счастью, довольно скоро комиксы оказались в поле зрения голивудских продюсеров. На основе «книжных» «Люди в чёрном» начал писаться сценарий, работу над которым доверили самому Каннингему и Эду Соломону, которого студия наняла ввиду неопытности Каннингема. На тот момент Соломон имел в послужном списке дилогию «Билл и Тед» с Киану Ривзом; и «Братья Марио» — вольную экранизацию лучшей игры всех времён и народов.
Ответственным за экранизацию назначили постановщика Барри Зонненфельда, снявшего несколькими годами ранее популярную дилогию «Семейка Аддамс». Кстати, он не был первым и единственным претендентом на должность режиссёра: его место мог вполне мог занять Квентин Тарантино. И это наверняка было бы совсем другое кино.
В фильме могли оказаться совсем другие люди.
Тем временем в параллельной реальности…
С выбором актёров на главные роли таких разных напарников тоже определились не сразу. Агента Джея, напрмер, могли сыграть Дэвид Швиммер, известный по роли Росса Геллера в культовом сериале ’90-ых «Д.р.у.з.ь.я.» или Крис О’Доннелл. Оба актёра отвергли предложение, считая, что всего лишь будут «на подхвате» у главного героя и легко потеряются в его тени. Особенно этого опасался О’Доннелл, уже дважды сыгравший «№2» – а именно, Робина в дилогии Джоэля Шумахера о «мышке с шизофренией».
Как же возник Смит? Очень просто: его кандидатуру предложила супруга Барри Зонненфельда. Она была большой поклонницей популярного в те годы сериала «Принц из Беверли-Хиллз», главную роль в котором играл Смит. Кстати, когда с предложением Смиту позвонил Стивен Спилберг, взявшем на себя обязанности исполнительного продюсера, Смит принял звонок за розыгрыш: молодой актёр попросту не поверил, что ему мог позванить лично один из самых влиятельных деятелей Голливуда.
Образ агента-ветерана Кея предлагали изобразить Клинту Иствуду. Когда его имя было приоритетным, в качестве напарника Иствуда продюсеры видели именно Швиммера. В итоге на роль Кея взяли Томми Ли Джонса. Изначально, Джонс был недоволен сценарием, считая, что дух комикса совсем не схвачен. Спилберг уговорил его под честное слово, что сценарий улучшат.
В шкуру инопланетного жука Эдгара предстояло влезть Джону Туртурро (известный по роли Иисуса в ленте «Большой Лебовски») но, из-за обязательств на других проектах, он выбыл. На его место пришёл Винсент Д’Онофрио. Работая над образом, он пересмотрел кучу документалок о насекомых, а фирменная походка – следствие тугого перебинтовывания коленей и щиколоток.
Винсент Д’Онофрио и мастер практических эффектов Рик Бэйкер в гримёрке
Процесс создания грима для Винсента Д’Онофрио