Человеку свойственно всё систематизировать, периодизировать, раскладывать на составные части: любовь, работу, дружбу, саму жизнь. Как будто разобрав на винтики мы поймём как всё это устроено. Ничего подобного, не поймём, но всё равно каждый раз будем "разбирать".
Путешествия тоже подвергаются подобной периодизации. Наше время стремительно и скоротечно и если период в экспедициях Пржевальского или Семёнова Тянь-Шаньского мог длиться месяцами, то современный путешественник оперирует днями и "раскладывает" поход на заброску, само путешествие и выброску.
Аутдор-слёт путешествие целостное, по крайней мере так он выглядел из дома. Но жизнь интереснее теории, по факту мы оказались в пяти разных походах. И это не считая заброски и выброски, которые всегда достойны отдельных рассказов, но кроме самих участников эти рассказы мало кому интересны. Поэтому опущу эту "неинтересную часть. Мы оказались в Янранае...
Чукотское село Янранай было начальной и финальной точкой нашего аутдор-слёта. Именно об этом селе не принято говорить на Чукотке...
Янранаев на Чукотке много, потому что чукотское слово "янранай" - это отдельно стоящая сопка. Сопок, в том числе отдельных на Чукотке много, но из всех Янронаев наш был самым янронаистым. Потому что это не только сопка, но и село. Причём до 2015 года - самое северное село на Чукотке. В 2015 году село ликвидировали.
Село Янранай (нежил)
- Не пойму я логику властей, - говорили мне потом, как один, разные певекчане, - Понятное дело, что содержать сёла экономически не выгодно. Есть у нас село Биллингс, расположенное у чёрта на куличках. Вот уж, где совсем с экономикой и социалкой туго, так это там. Хотите облегчить нагрузку на бюджет переселите людей с Биллингса в Янранай.
Улица Пролетарская
Самое удивительное, впрочем это как посмотреть, накануне ликвидации в 2013-2014 гг в селе провели капремонт. Меняли системы коммуникаций, обшивали дома сайдингом. А когда всё сделали решили село закрыть.
Крышу "потрогали", контейнера убрали. Получили ли обещанного не известно
Закрытие Янраная - это прецедент. Ни одно т.н. национальное село на Чукотке не было ликвидировано даже в 1990-е годы (село Ушаковское, расположенное на острове Врангеля не в счёт). Разговоров ходило много. Особенно во времена реформ Абрамовича. В народе даже родилось убеждение, что закрыть национальное село нельзя по закону.
В селе находится бригада рабочих, которые разбирают дома на стройматериалы. Зимой разобранное увезут в Рыткучи (ещё одно село в Чаунском районе)
Закрывать поселения можно. Населённые пункты - это детища цивилизации, которая живёт не по закону морали или "мыслями о прошлом", а по экономическим, военным, политическим законам. В случае необходимости цивилизация, в лице государства, создаёт населённые пункты. Так было и с Янранаем, который появился на карте в 1960 году. Появился, благодаря тому, что ликвидировали поселение Шелагский, находящееся ещё севернее. Необходимость была вызвана созданием совхоза, который занимался добычей морзверя. В 1990-х совхоз закрыли и село потеряло смысл своего существования. Население, преобладающее число которого были чукчи, не смогли или не сумели создать общину или другую хозяйственно-организационную единицу, которая бы занималась традиционным промыслом. Говорить о традиционном образе жизни уже было лукавством. Подобное произошло во многих сёлах Чукотки. Это неприятная суровая правда. Цивилизация, а не русские или американцы, как вирус уничтожает народы ведущие традиционный образ жизни. Впрочем и народов, которые могут полностью соответствовать этому определению на планете единицы. И уж если оленеводов, живущих в тундре можно лишь условно считать людьми, ведущих традиционный образ жизни, то жителей населённых пунктов к этой категории никак нельзя отнести.