В тот самый миг, когда в разрывах облаков мелькнули очертания острова, 28 тяжелогруженых бомбардировщика СБ с опознавательными знаками ВВС Китая приглушили моторы и синхронно пошли на снижение. Впереди по курсу открылась панорама Тайбэя, а в трех километрах севернее — мирно спящий аэродром Мацуяма.
Японская авиабаза на о. Формоза (Тайвань) служила основным транспортным узлом и тыловой базой императорских ВВС, сражавшихся в Китае. Находившаяся далеко за линией фронта авиабаза Мацуяма считалась неуязвимой для китайской авиации: сюда прибывали подкрепления и здесь комплектовались новые эскадрильи самураев. Авиатехника доставлялась прямо по морю. Новенькие самолеты прибывали в ящиках, которые аккуратно сгружались на берег и доставлялись в ангары авиабазы; там производилась их финальная сборка и облет перед тем, как отправить машины вглубь материкового Китая. На авиабазе были сосредоточены крупные запасы запчастей, боеприпасов и авиационного топлива (по некоторым сведениям — трехлетний запас ГСМ, предназначенный для ведения боевых действий на территории Китая).
…А группа китайских бомбардировщиков уже ложилась на боевой курс. Перед глазами летчиков вырастала территория огромной авиабазы — уже были различимы красные круги на крыльях стоявших в два ряда самолетов. Китайский летчик Фынь По осмотрелся и с удовлетворением отметил, что ни один вражеский истребитель до сих пор не поднялся в воздух. Молчали зенитки: японцы явно не ожидали налета и приняли их за своих. Самолет слегка покачнулся. Пилоты проводили взглядом сброшенные бомбы и успели увидеть, как посреди стоянки вырвались фонтаны взрывов. «Молодец, попал Федорук», — пронеслось в голове, когда Фынь По уводил машину со снижением в сторону моря. А на цель заходили следующие группы, возглавляемые Яковом Прокофьевым и Василием Клевцовым. Японская авиабаза скрывалась за плотной пеленой дыма, в бессильной ярости трещали зенитки, пытаясь достать уходившие на Север самолеты. Ни один японский истребитель не успел подняться на перехват — в тот день, 23 февраля 1938 года, генерал Фынь По и его верные товарищи начисто спалили крупнейшую японскую авиабазу Мацуяма.
Вид на современный аэропорт Суншань с небоскреба Тайбэй 101.
Именно это место бомбили наши пилоты в 1938 году
Налет имел оглушительные последствия: самолеты ВВС Китая, управляемые советскими пилотами, обрушили на аэродром 280 фугасных и зажигательных бомб. На земле было уничтожено свыше 40 подготовленных самолетов, множество комплектов авиатехники и большая часть аэродромного имущества. Губернатора японской провинции Тайхоку (Тайвань) сняли с занимаемого им поста. Комендант аэродрома, как честный самурай, сделал себе сэппуку. В Токио началась паника — там решили, что у Чан Кайши появилась стратегическая и морская авиация, что могло сказаться на японских планах и повлиять на исход войны.
Бомбардировщики СБ, совершив небывалый в истории 7-часовой воздушный рейд на дальность свыше 1000 км, без истребительного прикрытия, успешно дозаправились на тайном аэродроме подскока и к вечеру возвратились в Ханькоу без единой потери. Для обеспечения максимальной дальности весь полет проходил в самом экономном режиме, в разряженном воздухе — на высоте более 5000 метров. Без кислородных масок, в режиме полного радиомолчания — при полном напряжении человеческих сил и возможностей техники.
По прибытии генерал Фынь По (капитан Федор Полынин) доложил командованию ВВС об успешном завершении рейда. Вскоре китайские товарищи организовали чифан (банкет) в честь советских летчиков, на котором присутствовало высшее руководство Гоминьдана.
«Меня, как руководителя группы, Сун Мей-лин (жена Чан Кайши) посадила рядом. Первый тост она провозгласила за советских авиаторов-добровольцев, за успешный налет наших бомбардировщиков на крупнейшую военно-воздушную базу противника. В разгар чифана официанты, одетые в черные фраки, внесли огромный торт. На нем цветным кремом было написано по-русски: «В честь РККА. Летчикам-добровольцам».
— Из воспоминаний Ф. Полынина.
Если для руководства Китая авторство подвига было очевидно, то весь остальной мир терзался сомнениями. Японцы, справедливо полагая, что за штурвалами бомбардировщиков сидели советские пилоты, направили через своего посла Сегимицу в Москву ноту протеста, но были посланы на свои острова. Советский Союз никогда не афишировал объемы военной помощи Китаю и держал в тайне имена героев-добровольцев.
Но награда недолго оставалась ничейной — спустя сутки она нашла своего «героя». Все лавры славы за дерзкий рейд на Тайвань присвоил себе американец Винсент Шмидт. Опытный пилот с 20-летним стажем, герой Первой мировой и гражданской войны в Испании, он прибыл в Китай во главе международной группы добровольцев и теперь охотно раздавал интервью о том, как он и его парни разгромили японскую базу. Обман раскрылся довольно скоро — из Японии поступили подтверждения, что удар наносили бомбардировщики советского производства, типа СБ, и американские волонтеры тут совершенно ни при чем. Вместо попыток загладить неприятный конфуз, списав его на трудности перевода и незнание китайского языка, Винсент Шмидт потребовал извинений за клевету от китайского руководства, а затем подал рапорт об отставке и убрался в Гонконг. 14-ю эскадрилью ВВС Китая, состоявшую из международных волонтеров, вскоре расформировали, ввиду её полной бесполезности, и отправили американцев на родину.
Участие советских военных специалистов в боевых действиях на территории Китая в период 1937-41 гг. по-прежнему остается запретной страницей в истории нашей страны. В отличие от КНР, где хорошо помнят обо всех происходивших в ту пору событиях и чтут память о русских летчиках-добровольцах, сражавшихся в небе Китая. Китайцы воздвигли несколько мемориалов в память о подвигах пилотов РККА. В военно-историческом музее города Наньчана, где базировались советские бомбардировщики, имеется специальная экспозиция, посвященная налету на Формозу.
В период 1937-41 гг. Советский Союз передал Китаю 1185 боевых самолетов (777 истребителей, 408 бомбардировщиков), а также 100 учебных бипланов. Были поставлены десятки танков и 1600 артиллерийских систем. На территории Китая побывало с деловым визитом 5 тыс. советских граждан — военные советники, инженеры, техники, летчики-добровольцы. Сам Ф. Полынин впоследствии вспоминал, что когда записывался добровольцем, предполагал, что их отправят в Испанию, но вместо жаркого неба на юге Европы летчики попали в кровавую кашу в Азии. По официальным данным, 227 советских пилотов сложили свои головы, защищая свободу китайского народа.