Дети любого времени одинаковы лишь в желании поиграть и побездельничать. Как выясняется, умения и навыки ребенка начала XX века отличаются от того, что умеет и, главное, делает его сверстник сейчас. Также непохожи и их мечты о будущем. Узнаем и сравниваем.
Источник:
Крестьянские дети воспитывались в строгости и непререкаемом авторитете к родителям. Никакого панибратства и равенства между ребенком и его родителями не было и не могло быть. К малышу присматривались, и уже до того, как он мог приносить пользу семье, выполняя небольшие поручения, родители примерно представляли, кто из него может вырасти.
Семья крестьянина Василия Попкова (предположительно 1907 г.).
Источник:
Распределением обязанностей в семье занимался отец. Дети с раннего возраста принимали посильное участие в жизни своей семьи. Поручения не принято было оспаривать - авторитет родителей, особенно отца, был непререкаемым. С малых лет дети приучались ухаживать за скотиной, помогать по дому, выращивать хлеб, косить траву, помогать в заготовке хвороста и дров.
Крестьянские дети, Фофоновская слобода, город Ряжск
Источник:
Основы сельскохозяйственного труда ребенок постигал в первые 7 лет. За это время мальчики учились ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогали в поле и изготовлении необходимых в хозяйстве вещей: сбруи, деревянной мебели. Кроме того, все дети должны были уметь плести лапти, лукошки, короба.
После семи лет все обязанности детей приобретали четкое разделение по полу. Если девочки, в основном, ухаживали за младшими в семье детьми, работали на огороде, мальчиков учили пахать, сеять, молотить. Особенное значение придавалось умению ухаживать за скотиной и главной кормилицей- лошадью. Это дело поручалось мальчикам. Они пасли лошадей, выводя их в ночное, умели запрягать и ездить на них, водили на водопой.
Источник:
Уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки поступали "в люди" и начинали подрабатывать, пастухами, были мальчиками на посылках в лавках и трактирах. Сельскохозяйственный труд оставался приоритетным для крестьянских детей.
Уже в 11-13 лет у мальчика мог быть небольшой участок отцовской земли, на которой ему доверяли самостоятельно пахать и сеять. К 14 годам подросток становился полноценным работником и все сельскохозяйственные операции мог проделать самостоятельно. К этому времени он становился полноценным работником. В Сибири, на Русском севере были распространены промысловые занятия, к которым ребенка также приучали с малолетства. В 8-9 лет мальчик уже умел ставить силки, удить рыбу. Девочек учили собирать грибы и ягоды. Став подростком, ребенок к 12 годам уже мог поступить в промысловую артель, а поработав в ней пару лет, становился полноценным ее членом с зарплатой, которую приносил домой, пополняя семейный бюджет. Такие мальчики считались завидными женихами. Их присматривали свахи для подрастающих невест.
Источник:
После Октябрьской революции, когда крестьянские дети стали практически повсеместно учиться в школах, стало возможным хотя бы отчасти систематизировать сведения о них, об их желаниях, надеждах, мечтах. Так, в Горицкой области в 1926 году во всех 15 школах провели анкетирование в качестве письменной классной работы. Учащимся предлагалось ответить на 2 вопроса: кем бы они хотели стать, когда вырастут и на кого бы им хотелось быть похожим (из героев, о которых они слышали или знают). На эти вопросы сумели ответить около 35 % школьников (за исключением детей начальных классов, которые еще не умели связно писать и читать).