Дмитрий Юров.
Вспомогательное вооружение штурмовиков и бомбардировщиков часто совершенно напрасно и незаслуженно забывается – размещенные в разных частях пушки и пулеметы порой принимали совершенно неожиданные вид и форму.
Первые
Еще на заре боевой авиации стало понятно, что одного лишь мастерства и навыков пилотирования для защиты в бою явно недостаточно. Эксперименты со средствами защиты показали, что лучшего всего справиться с задачей по защите самолета сможет только вспомогательное вооружение.
Первые самолеты, сконструированные по большей части интуитивно и построенные из фанеры и бумаги, представляли собой легкую добычу для других самолетов и огня противника с земли – одной очереди и пули, прошедшей по касательной, было достаточно, чтобы сколоченный молотками борт начал разваливаться.
Сразу после начала Первой мировой для такого вооружения было выделено отдельное направление инженерно-конструкторских работ. От энтузиастов оружейного дела до промышленников – сотни талантливых людей стали разрабатывать вооружение под нужды военной авиации.
Первые «комплексы бортовой обороны» создавались буквально «на коленке» из того, что было под рукой: чаще всего, средства обороны воздушного судна строились на базе личного огнестрельного оружия. Неоднозначный выбор слабого патрона компенсировали количеством: вместо одного пистолета в турель бортовых стрелков устанавливали сразу десять.
Один из наиболее знаменитых образцов – пистолетная «зенитка» родом из Австро-Венгрии. Узнать такую «самоделку» легко: на одной из самых известных фотографий тех времен стрелок позирует с турельной установкой, первую скрипку в которой играет пистолет Mauser C96.
Десять спаренных в единый блок пистолетов с магазинами на десять и 20 патронов позволяли вести плотный «зенитно-огнестрельный» огонь по самолетам противника и оказывать активное сопротивление. Историки отмечают, что такой подход, несмотря на нелепый внешний вид конструкции, оправдывал себя.
«Даже если не брать во внимание патрон, который никоим образом не приспособлен для воздушного боя, стрельба по принципу "примерно в ту сторону" могла доставить заходящему в хвост противнику большое количество проблем. Кучность огня из такой кустарной установки была, конечно, отвратительная, но если удавалось попасть, то от лица и верхней части пилота вражеского истребителя оставалась только кровавая масса. Плюс ко всему огнем из такого оружия можно было повредить и двигатель примитивных деревянно-бумажных самолетов, что тоже по меркам авиации того времени приравнивалось к успешному поражению воздушного судна», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Владимир Худолеев.
Бронеспинка и пламенный мотор
Одним из тех, кто сразу понял всю важность стрелков и вспомогательного вооружения на борту самолета, был легендарный советский авиаконструктор Сергей Ильюшин. Правда за идею «посадить» за спину летчика стрелка и крупнокалиберный пулемет отцу «летающего танка» пришлось повоевать: от намерения проектировать двухместный самолет, в котором экипаж действует как единое целое, Ильюшина вынудили отказаться военные, которые сочли, что двухместный штурмовик в бою не нужен.
Когда необходимые выводы были сделаны, в заднюю полусферу штурмовика, который в итоге и отправился в массовое производство, вернулся стрелок – ему в помощь был установлен пулемет УБТ, калибра 12,7 миллиметра. Как отмечают историки и специалисты по вооружению Второй мировой войны, большая часть выводов относительно эффективности пулеметов УБТ в основном неверна. В действительности ветераны Великой Отечественной, летавшие на Ил-2 и долгие годы служившие в Военно-воздушных войсках, после завершения Великой Отечественной отмечали, что именно бортовой стрелок часто спасал машину от неминуемой гибели.
При этом «бортовики» считались особо отважными людьми: никакой защиты, кроме бронеспинки, разделяющей стрелка и летчика, для безопасности стрелков в задней полусфере Ил-2 предусмотрено не было. Если немецким летчикам удавалось «зайти» на Ил-2 и поймать машину в прицел, на стрельбу у оператора вооружения оставались доли секунд. Однако если бортстрелок успевал «нажать на гашетку», на фюзеляж и фонарь вражеских Messerschmitt или Focke-Wulf обрушивался целый град пуль.
Оборонительным вооружением оснащались и бомбардировщики. Опыты в этом направлении стали проводить практически сразу, как только самолеты, способные принимать в отсек для вооружения десятки бомб, стали способны совершать боевые вылеты.
Даже один из первых советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-4 был вооружен кормовой турелью с двумя спаренными пулеметами ДА-2, за создание которых нужно благодарить легендарных советских оружейников Владимира Федорова и Василия Дегтярева.