Самые тяжелые боеприпасы, применявшиеся в войнах
"Косилка маргариток", "Верзила", "Большой хлопок" — это далеко не полный перечень сверхтяжелых авиабомб, применявшихся в войнах. Перед ними были беззащитны метровые перекрытия подземных бункеров, железобетонные крыши военных заводов, бронепалубы линейных кораблей. РИА Новости приводит подборку самых тяжелых авиабомб всех времен и народов.
СССР — 9400 килограммов
В годы Великой Отечественной войны самой тяжелой советской бомбой стала пятитонная ФАБ-5000НГ, снаряженная 3200 килограммами особо мощного взрывчатого вещества ТГА (тринитротолуол, гексоген, алюминий).
Изначально бомбу планировали доставлять к цели с помощью радиоуправляемого беспилотника-камикадзе, построенного на базе устаревшего бомбардировщика ТБ-3. Позже от этой концепции отказались, и единственным самолетом, способным поднять "пятитонку" в небо, стал бомбардировщик Пе-8, впрочем, с некоторыми оговорками. Огромная бомба не помещалась в бомболюке самолета, из-за чего машина взлетала с открытыми створками.
Известно, что эти царь-бомбы советская авиация сбрасывала на Кенигсберг и Хельсинки. ФАБ-5000НГ также применялись во время Курской битвы при авиаударах по транспортным узлам и скоплениям немецких войск.
ФАБ-5000НГ
Самой же мощной советской бомбой из сброшенных на противника стала ФАБ-9000 М54 массой 9407 килограммов. Они широко использовались во время афганской войны — за три месяца 1988 года стратегические бомбардировщики Ту-16 сбросили на головы мятежников 289 штук. Однако эффективность таких бомбардировок в горах оказалась невысокой. Изначально супербомба разрабатывалась для борьбы с крупными надводными кораблями противника. Как оказалось, толстостенные бомбы меньшего калибра наносили моджахедам больший ущерб, чем монструозные ФАБ-9000.
Авиабомба ФАБ-9000 М-54 в музее боевых самолетов на аэродроме "Дягилево"
США — 9500 килограммов
Американская авиация активно применила сверхмощные бомбы во время войны во Вьетнаме. Самой тяжелой из них стала BLU-82 Daisy Cutter ("Косилка маргариток") массой 6800 килограммов. Необычное название бомбы отвечало ее предназначению — изначально она создавалась для расчистки в джунглях площадок для посадки вертолетов. Однако уже сразу после принятия на вооружение BLU-82 стали использовать и для выкашивания живой силы противника. Что интересно, носителем BLU-82 был не бомбардировщик, а транспортный самолет С-130 "Геркулес", в котором для сброса смертоносного груза использовался кормовой люк.
Второй войной для "косилок" стала операция "Буря в пустыне". Американские летчики сбросили тогда на войска Хусейна одиннадцать BLU-82B. С "косилками" на Ближнем Востоке был связан курьезный эпизод. Наблюдавшие за ночной бомбардировкой бойцы британского спецназа SAS ошибочно приняли взрыв BLU-82B за ядерный удар, о чем немедленно доложили в штаб. Последним боевым эпизодом в биографии BLU-82 стала операция в Афганистане. Бомбы использовали для разрушения подземных и пещерных укреплений талибов. Американцы отмечают, что взрывы BLU-82 оказывали на противника мощнейший деморализующий эффект.
BLU-82
В апреле 2017-го США применили в Афганистане корректируемую 9,5-тонную бомбу GBU-43/B, которую американцы без лишней скромности окрестили "Матерью всех бомб". По сообщениям Пентагона, бомба уничтожила комплекс тоннелей боевиков "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в России) в провинции Нангархар, где под руинами погибли 90 боевиков.
Управляемая авиабомба GBU-43/B
Самыми же мощными из использованных в бою стали американские атомные бомбы "Малыш" и "Толстяк", сброшенные в 1945 году на Японию. При этом их габариты не были рекордными — "Толстяк" весил 4600 килограммов, а "Малыш" — 4000.
Атомная бомба "Толстяк"