Фильм-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», без сомнения, принадлежит к золотому фонду российского кинематографа. Премьера на телевидении состоялась 1-2 января 1976 года, то есть 42 года назад.
Режиссер картины Леонид Нечаев нашел мальчишку на роль Буратино в минском подземном переходе. «Смотрю, бежит бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках коньки, — вспоминает Нечаев. — Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: “Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание!”»
Сам Дима Иосифов, сыгравший деревянного мальчика, говорит, что сниматься не очень-то и хотел. На съемках собрался блестящий актерский состав — Владимир Этуш, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Басов. К каждому из них юные актеры относились по-разному.
На студии Диму пробовали сначала на роль Арлекина. Но стоило ему раздеться, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное, только шарнирчиков не хватает. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.
Отдельная история была с длинным носом. Делали его из пенопласта. При этом он должен был быть очень подвижным. В течение всей съемки нос Буратино меняли 45 раз. 45 носов — и все их делал один-единственный мастер. Первый нос не совсем подходил, и постепенно его укорачивали под мимику актера. На то, чтобы приклеить нос, гример тратил полтора часа. Только представьте, какой усидчивости должен быть актер, к тому же ребенок 9-10 лет. «Если кто-нибудь из вас был внимательным, то мог заметить, что в начале фильма у меня нос на 15 мм длиннее, чем в конце», — делится секретами Дмитрий.
Дмитрий Иосифов вспоминает, что Ролан Быков, сыгравший кота Базилио, иногда его пугал. Работая на результат, он никого не жалел. «Он доводил жену Елену Санаеву, которая играла Лису Алису, до истерик. Она уже без сил падала, а он кричал: “Ты бездарная актрисулька!”»
Впрочем, себе Быков тоже пощады не давал: «Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: “Пода-а-айте слепому коту на пропитание”? — продолжает Дима. — Эту сцену он сам придумал. Взял из автобуса съемочной группы сиденье, на нем и поехал. Разодрал его в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле их разняли».
В Папе Карло, которого сыграл Николай Гринько, и Джузеппе, исполненном Юрием Катине-Ярцеве, Буратино души не чаял, а Этуша — Барабаса не любил. Побаивался. «Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки».
После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!»
Встречу Буратино с Черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруде. Дело было в ноябре, съемочная группа отчаянно мерзла.
«Температура воздуха плюс восемь, вода — плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе “кувшинки”, который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся, — говорит бывший Буратино. — Всякий раз съемки останавливались, меня растирали спиртом».
«Девчонкам, изображавшим лягушек, приходилось еще хуже. Им регулярно приходилось бултыхаться в воду и в конце концов Тортила — Рина Зеленая — заявила режиссеру: “Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!”»
«Зеленая прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра, — вспоминает Дмитрий. — Она была такая печальная, рассказывала грустные истории. По рекомендациям врачей ей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы с ней медленно гуляли вокруг пруда».
Роль Черепахи Тортилы Нечаев предлагал поначалу Фаине Раневской, но та, узнав, что фильм сниматься будет в Белоруссии, заявила, что по причине своего уже немолодого возраста согласна сниматься, только если съемки будут проходить в подъезде ее дома.