Сегодня Вячеславу Тихонову исполнилось бы 90 лет!
Источник:
Источник:
Когда-то он работал токарем на военном заводе и учился в Автомеханическом институте, но следуя мечте стать актёром бросил всё и уехал поступать во ВГИК. На экзамене он провалился, но один из преподавателей поверил в талант красивого молодого человека и дал ему шанс. И этот шанс актёр не упустил! Спустя годы его имя стало знакомо каждому зрителю… Он сыграл около семидесяти разных героев, но некоторые из них стали самыми главными и для самого актёра, и для зрителей.
Тракторист Матвей Морозов («Дело было в Пенькове»)
Источник:
Деревенская история о трактористе Матвее Морозове, который попал в тюрьму из-за трёх женщин — жены, влюблённой в него девушки и местной самогонщицы, стала для Вячеслава Тихонова поворотной. Актёра тогда режиссёры не баловали предложениями. После дебюта в драме «Молодая гвардия» ему долгое время не давали хороших ролей.
Матвея Морозова актёр очень хотел сыграть! Он понимал этого героя — он сам был родом из маленького города, из простой рабочей семьи, работал токарем на оборонном заводе. Но на роль уже был утверждён Сергей Гурзо, и режиссёр Станислав Ростоцкий очень долго пробивал кандидатуру Тихонова в худсовете. Против него были и автор повести, по которой был написан сценарий, и руководство киностудии им. Горького. Никто не верил, что человек с аристократической внешностью сможет сыграть простого тракториста, а в паре со Светланой Дружининой они смотрелись не как жители деревни Пеньково, а как герои модных журналов.
Убедить худсовет Ростоцкому удалось уже после начала съёмок. Тихонова утвердили, а вот его дружбе с Сергеем Гурзо пришёл конец… Зато с фильма «Дело было в Пенькове» началась многолетняя творческая и мужская дружба с режиссёром Станиславом Ростоцким.
Солдат Николай Стрельцов («Они сражались за Родину»)
Источник:
Режиссёр Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов уже работали вместе — актёр играл Андрея Болконского в эпопее «Война и мир». Работой оба остались недовольны, но Бондарчук всё равно позвал актёра на роль в драме «Они сражались за родину».
Для максимальной достоверности фильм снимали там, где шли бои Великой Отечественной войны — в Волгоградской области. Режиссёр выкупил деревню, чтобы сжечь её вместе с пристроенными бутафорскими домами и полями ржи, согнал деревенский скот для сцены отступления, арендовал настоящую военную технику, заставлял съёмочную группу и актёров рыть окопы…
Вячеслав Тихонов играл простого солдата, оглохшего после контузии, но всё равно вставшего в строй. Для того, чтобы вжиться в образ, актёр начал заикаться и с трудом выговаривать слова, причём, не только на съёмочной площадке… На съёмках сцены контузии Вячеславу Тихонову пришлось выдержать настоящий танковый обстрел. Режиссёр хотел добиться еле заметной нервной дрожи героя, и попросил танкистов стрелять в сторону актёра из всех холотых орудий. Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскалёнными углями. От жара плавился воздух, от выстрелов содрогалась земля, а стоящий в эпицентре Тихонов чуть было на самом деле не оглох. Сцена получилась одной из самых сильных в фильме, а роль солдата Стрельцова потом назвали «второе небо Аустерлица».
Школьный учитель Илья Семёнович («Доживём до понедельника»)
Источник:
Когда Станислав Ростоцкий пригласил Вячеслава Тихонова на роль переживающего кризис учителя, то эффектная внешность актёра опять стала проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого актёра. Он представлял, что героя сыграет кто-то из «старой школы» типа Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина. Не хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. После роли Андрея Болконского актёр чуть было не разочаровался в профессии — настолько себе не понравился на экране, поэтому к выбору ролей относился болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актёра их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему актёру с десяток лет.
Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало «Доживём до понедельника» слишком острым и опасным и отправило письмо в Минкульт. Пока письмо получали и рассматривали — Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учёта мнения Минкульта. «Доживём до понедельника» стал лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран», а учитель истории Илья Мельников долгие годы был образцом советского педагога. Сам же Тихонов почувствовал, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы…