4 октября 1992 года в международном аэропорту Амстердама Схипхол совершил промежуточную посадку грузовой Boeing 747 израильской авиакомпании El Al. Через четыре часа после заправки и дозагрузки он вылетел в Тель-Авив, а еще шесть минут спустя у него оторвались оба правых двигателя. Отчаянная борьба пилотов за жизнь закончилась падением гигантского лайнера на жилой район столицы Нидерландов.
Как подобное могло произойти? Что за груз был на борту самолета и почему спустя годы после катастрофы уцелевшие жители разрушенной многоэтажки стали жаловаться на серьезные проблемы со здоровьем? Далее рассказ о теплом воскресном вечере, ставшем последним в жизни 43 человек.
Чаще всего крупные авиакатастрофы с большим количеством жертв становятся результатом неблагоприятных погодных условий, так называемого «человеческого фактора» или совокупности этих факторов. 4 октября 1992 года ничто беды не предвещало. Стояла удивительно хорошая для осеннего Амстердама погода, а экипаж израильского грузового Boeing 747 был очень опытным: например, командир воздушного судна 59-летний Ицхак Фухс летал с конца 1950-х, причем последние 11 лет уже в качестве первого пилота именно на самых больших «Боингах».
Разбившийся самолет за несколько месяцев до трагедии.
Борт с регистрационным номером 4X-AXG новым назвать было нельзя (его выпустили в 1979-м), однако с самого начала его эксплуатировала одна и та же компания — национальный перевозчик Израиля El Al. За 44 года своей истории у нее практически не было авиапроисшествий: к началу 1990-х годов El Al потеряла лишь 2 самолета в далекие 1950-е, причем один из них был сбит истребителями болгарских ВВС. Это была одна из самых безопасных авиакомпаний в мире.
Приземлившийся в амстердамском аэропорту Схипхол в 14:20 по местному времени Boeing 747 выполнял рейс №1862. Вылетел он из Нью-Йорка и направлялся в Тель-Авив, а в голландской столице у него была промежуточная остановка, во время которой его заправили топливом и догрузили. Общий вес груза на борту составил 115 тонн, а вот к его содержанию позже, уже после катастрофы, возникли вопросы.
После четырех часов обслуживания в Схипхоле лайнер наконец был готов продолжить свой рейс. В 18:21 он взлетел, повернул вправо и начал набор высоты над Амстердамом. Спустя всего шесть минут, когда «Боинг» уже находился на отметке в 1950 метров над столичными пригородами, пилоты услышали громкий хлопок, напоминающий взрыв. Приборы показали отказ сразу обоих правых двигателей — ситуация сама по себе редчайшая. Хуже всего, однако, было то, что всей серьезности ситуации экипаж представить не мог. Фактически у них не было возможности визуально контролировать состояние моторов: из кабины пилотов внутренние двигатели этого типа «Боингов» совсем недоступны обзору. С большим трудом экипаж мог увидеть краешек лишь внешнего двигателя, однако, учитывая развитие аварийной ситуации, и такого шанса у него не было.
В это же самое время на озере Гоймер десятки рыбаков и просто отдыхающих на собственных яхтах амстердамцев наблюдали удивительную картину. От очередного взлетающего самолета отделились два предмета. Кто-то принял их за парашютистов, кто-то вообще не успел разобраться в собственных эмоциях, когда два огромных турбореактивных двигателя фирмы Pratt & Whitney рухнули в воду. Вверху же экипаж израильского «Боинга» продолжал бороться за его спасение.
Сразу же после потери двигателей второй пилот, а именно он осуществлял взлет, передал на землю сигнал бедствия и начал разворот, запросив аварийную посадку все в том же Схипхоле. Экипаж начал снижение по спирали, одновременно сбрасывая скорость, и некоторое время ему удавалось поддерживать лайнер в воздухе. Однако на втором витке случилось неизбежное в данной ситуации. С потерей скорости снизилась и подъемная сила поврежденного правого крыла, что привело к стремительному увеличению крена «Боинга» на правый борт. В 18:35:25 второй пилот успел передать на землю «Падаем, рейс 1862, мы падаем, падаем, падаем». Спустя 17 секунд пикирующий самолет с креном в 90 градусов вправо врезался в 11-этажный жилой дом амстердамского района Бэйлмер. С момента начала развития катастрофической ситуации прошло восемь минут.