Открываю серию постов о деятелях искусства - художниках и скульпторах, о их биографии, а также показать, помимо самых знаменитых работ, известных широкой публике, работы, которые знают и видели лишь те, кто ими интересовался целенаправленно. В общем - приобщаемся к искусству и изучаем творчество гениальных и знаменитых - поверьте это интересно и иногда весьма неожиданно.
Наверняка многие хоть раз видели эту картину. Это одна из самых известных работ Верещагина В.В. - "Апофеоз войны". Но у него имеется и множество иных, не менее великолепных работ. Поехали!
Источник:
Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского — мёртвая природа…»
Верещагин Василий Васильевич (1842—1904 гг.)
Источник:
Родился в городе Черповце Новгородской губернии, деревня Петровка, которой Верещагин-старший владел наряду с двумя другими деревнями в Новгородской и Вологодской губерниях, стала для Василия родным домом. Предводитель местного дворянства, он жил на доход от кузниц своих крепостных, а так же сплавлял лес, которым эти места были чрезвычайно богаты. Это была размеренная, сытая и скучноватая жизнь. Вспоминая отца, Василий Верещагин отмечал, что тот был домоседом и имел «типично мещанский ум». Характер он унаследовал от матери-татарки — женщины неглупой, образованной, необыкновенно красивой и несколько истеричной.
В 1850-м он был принят в Александровский малолетний кадетский корпус в Царском Селе, а еще через три года — зачислен в петербургский Морской кадетский корпус, однако у кадета обнаружилась сильнейшая морская болезнь, а также понимание того, что дедовщина и казарменный цинизм - это не его. Он поступил в в рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств, где сразу же отметили его талант. Однако вскоре школа была расформирована и Верещагин решил, что пора путешествовать. Он побывал на Кавказе, в Европе. В Париже был разочарован местной академической живописью "не несущей жизни", вернулся в Тифлис, где стал художником у генерала Кауфмана и занялся зарисовками о Средней Азии. Здесь он застал недолгую, но кровопролитную битву бухарского эмира с русскими войсками - вместе с с гарнизоном в 500 человек он неделю отбивался от штурма многотысячного войск эмира. Именно Верещагин поднял павших духом солдат в атаку, когда была проломлена защищающая их стена.
Свои мысли он позднее описывал так: «Моя первая мысль была — не идут, надо пойти впереди; вторая — вот хороший случай показать, как надобно идти вперед; третья — да ведь убьют наверно; четвертая — авось не убьют!».
Верещагин и его сослуживцы боролись на смерть - резали, кололи рубили и вышли победителями. По воспоминаниям художника, в тот день он отделался «дешево»: «Одна пуля сбила шапку с головы, другая перебила ствол ружья, как раз на высоте груди». За героизм, проявленный во время защиты Самаркандской крепости, Василий Верещагин был награжден Георгиевским крестом. Но самое главное, что вынес из этого случая Верещагин - он до конца своих дней всем силами своей души ненавидел войну.
Туркестан, Балканы, Палестина, США, Филиппины, Куба, Индия, Крым, Япония — художник поспевал всюду. И всюду находил подходящие сюжеты для своих картин — всюду лилась кровь. Верещагин был предан теме войны, но писал ее без парадного сладострастия, сверкающих эполет и бравурных маршей. Грязь, страх, смерть, горы из черепов — в отличие от многих придворных баталистов, он знал настоящую цену славных побед.
Его «военные» полотна обижали патриотов, цикл библейских картин, написанный после поездки в Палестину, оскорбил ватиканских кардиналов и прилежных католиков.
Художник Василий Верещагин сжигал свои картины как минимум трижды. Он был импульсивен, вспыльчив, крайне обидчив и совершенно нетерпим к критике. В письмах к Владимиру Стасову Верещагин называл себя «лейденской банкой», зная за собой свойство накапливать «электричество» и искрить разрядами.
В 1900 году Василий Верещагин был номинировал на Нобелевскую премию мира — первую в истории.
В 1903-м Верещагин, несмотря на «нехорошее чувство», предпринял путешествие в Японию. Чутье не подвело старого солдата — через год началась русско-японская война. Разумеется, Верещагин снова не сумел остаться в стороне, в конце февраля 1904-го он отбыл на фронт.
31 марта (13 апреля) броненосец «Петропавловск», на борту которого находился художник Василий Верещагин, подорвался на мине. Из всего экипажа в 650 человек спастись удалось не более шестидесяти. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом — он погиб со своим главным оружием в руках.
Серии его работ:
Кавказская серия (1863-1864, 1865 гг.)
Туркестанская серия (1867-1874 гг.)
«Варвары». Героическая поэма. В нее входят картины: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «Апофеоз войны» (1871)
Индийская серия (1874-1880-е)
Балканская серия (1877-1881). Включает картины: «В турецкой покойницкой» (1881)
Трилогия казней (1884-1887)
Палестинская серия (1883-1885)
Русская серия (1884-1885)
Наполеон в России (1887-1900)
Госпитальная серия
Японская серия (1903-1904)
Из-под пера В. В. Верещагина также вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе, в том числе. Некоторые издания:
Очерки, наброски, воспоминания В. В. Верещагина: с рисунками. — Типография Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1883. — 155 с.;
На войне в Азии и Европе: Воспоминания худож. В. В. Верещагина. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. — VI, 370 с.;
1812: Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы. — Наполеон I. — М., 1895. — 274 с.