Оперетту «Принцесса цирка» венгерский композитор Имре Кальман написал в 1925 году. У него тогда было непростое время — умерла любимая жена, вдохновение не шло, а публика ждала нового шедевра от автора знаменитых «Сильвы», «Баядеры», «Марицы» и других популярных оперетт.
Источник:
Однажды он проходил мимо цирка и подумал, что уже писал оперетты действия которых происходили около театра или в театре, так почему бы не написать что-нибудь о цирке? Тем более недавно ему в руки попала книга Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве», где в одной из глав рассказывалось о влюбленности театрального реформатора в цирковую наездницу.
Источник:
Для вдохновения Кальман пошел на цирковое представление и увидел номер акробата в чёрной маске. Заинтригованный композитор, предчувствуя интересный сюжет, попросил пустить его за кулисы и познакомить с циркачом. Акробатом оказался русский эмигрант из знатной семьи, офицер, который был вынужден покинуть Россию после революции. Он не хотел, чтобы случайные знакомые видели, что аристократ вынужден зарабатывать на жизнь выступлениями, поэтому придумал костюм с маской…
Кальман рассказал сюжет либреттистам, и вскоре появилась оперетта, один из главных героев которой был в маске, другой носил фамилию Станиславский, а действие происходило в России.
Источник:
У «Принцессы цирка» было второе название — «Мистер Икс», но суеверный Кальман считал, что только «женские» названия оперетт приносят ему удачу. Премьера состоялась в 1926 году в Вене, а вскоре её впервые поставили в России — в Московском театре оперетты. Главный режиссёр и художественный руководитель театра изрядно переписали либретто, так как представление о русских и жизни в России Кальман имел очень приблизительное, и сюжет местами был развесистой «клюквой»… Вообще ни одна оперетта не имела столько вариаций, сколько «Принцесса цирка». В разных театрах герои меняли имена, страны, чины и профессии и только в очень редких случаях события развивались по первоначальному сюжету.
Источник:
В СССР «Принцесса цирка» экранизировалась два раза — в 1958 году под названием «Мистер Икс» и в 1982 году под оригинальным названием. Режиссёром первой версии был Юлий Хмельницкий, а главную роль исполнил оперный баритон Георг Отс. После выхода фильма его популярность взлетела в разы, и ни один концерт не обходился без просьбы исполнить арию Мистера Икса. Хотя в целом фильм Отсу не нравился — своего героя он считал приторным, а сюжет слишком напоминал старую американскую мелодраму — эту арию он считал большой удачей. Она зазвучала ото всюду, её пели не только на театральной сцене, но и на эстраде, и даже в рок-кругах — в 1984 году Виктор Цой записал «Арию Мистера Икса» для своего альбома «Начальник Камчатки». Правда произошло это на волне успеха второй экранизации оперетты…
Источник:
В 1982 году за экранизацию оперетты взялась Светлана Дружинина. У неё уже был удачный опыт съёмок музыкальных фильмов «Сватовство гусара» и «Дульсинея Тобосская», да и с темой цирка она была знакома — Дружинина год отучилась в цирковом училище в группе акробатики, а потом ушла в хореографию. На главную роль она хотела пригласить своего однокурсника по хореографическому училищу Мариса Лиепу. Она пошла в Большой театр, чтобы договориться о пробах, но в буфете увидела необыкновенно красивого молодого человека. Это был студент четвёртого курса МГИМО Игорь Кеблушек…