Председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг высказал свое мнение о новой законодательной инициативе с ограничением ПЭТ-тары и о том, как это отразится на производителе пива и покупателе.
— Если инициатива будет принята, ничего хорошего ждать точно не придется. Напомню, летом 2017 года Госдума уже ограничивала максимальный объем тары под пиво полутора литрами. Но тогда отрасль показала добрую волю: многие, даже и крупные производители, сами ввели такое ограничение, не дожидаясь закона. Почему-то этого показалось мало.
Борьбой с алкоголизацией населения такие меры не объяснишь. Мы уже имели возможность убедиться: вместо одной «двушки» люди стали брать две «полторашки».
— Вообще такое чувство, что кто-то ведет планомерное наступление на российского производителя. Введение счетчиков, лицензирование, принудительный перевод продавцов пива с ИП на ООО, маркировка продукта, теперь вот комбинации с тарой. Происходит что-то странное, что-то очень однобокое, ведь все эти меры касаются именно новых палок в колеса пивоварам. Водку законодатели трогать почему-то опасаются.
— Однако ограничение до 0,5 литра, а в перспективе полный отказ от ПЭТ – это не только издевательство над покупателем, но и крах для малого бизнеса. Дело в том, что страна к отказу от пластика просто не готова. Единственная альтернатива ПЭТ – стекло или алюминиевая банка. 60-70 процентов продукции крупных пивоваренных заводов сегодня выпускают в ПЭТ-таре. Если они все вдруг перейдут исключительно на стеклянную и алюминиевую тару, мелким производителям просто ничего не останется. Я разговаривал как-то с руководителем расположенного в Челябинской области завода по производству алюминиевой тары, мы прикидывали навскидку – их минимальная партия по количеству примерно как моя производительность за 10 лет, а для такого объема мне опять надо где-то найти склады.
— Еще один аспект – санитарный. Народ у нас боевой, потребители уже заявляют, что готовы ходить с трехлитровыми банками и бидонами. У нас действительно не запрещено отпускать продукцию в тару покупателя. Другое дело, мне самому претит это делать и совесть, и элементарное опасение: я же не знаю, кто и как обрабатывал ту банку, с которой человек придет ко мне за напитком. И если потом у покупателя заболит животик, крайним и виноватым однозначно окажусь я, прроизводитель и продавец. Так что такой возврат на 40 лет назад, когда у каждого потребителя была любимая баночка, точно неправильный
— Некоторые возлагают надежды на домашнее пивоварение. Но, позвольте, у нас нельзя продавать продукцию домашних пивоварен, так что даже если они появятся в каждом доме – на рынке это не скажется ни в какую сторону. Другой вариант – массовый переход сегодняшних магазинов в формат кафе, чтобы продавать пиво сразу в стаканах. Эта тенденция наблюдается уже сегодня, и почему-то государство готов закрывать на это глаза.
— Наконец, ограничения на ПЭТ – это очередная препона, которую смогут преодолеть только крупные, читай – транснациональные производители. Но даже и им придется нелегко, так что неясно, кому выгодно то, что законодатель на корню душит отечественный бизнес. Это новый виток закрытия ИП, новая волна безработных, а на сегодня в отрасли производства и продажи пива по России занято порядка 400 тысяч предпринимателей и миллионы обслуживающего персонала. Не слишком ли круто для борьбы с алкоголизацией? Может быть, нужен более трезвый подход к вопросу легкого алкоголя?