В каждом человека изначально заложена частица Творца и только от него самого зависит, как много места в нем она займет. Кинематограф - мир фантазий, где реальность тесно сплетена с нашими мечтами и знаниями. И если уже говорить о виденных на экране "вселенных", то Бессоновская самая близкая мне по восприятию - с долей иронии, карнавально-разнообразная, нелогичная, но понятная, богатая чувствами и юмором, с простой идеей - всё на свете нуждается в Любви.
«Пятый элемент» ( Fifth Element, фр. Le Cinqui?me ?l?ment, буквальный перевод — «Пятый Компонент») — фантастический боевик с элементами комедии, снятый французским режиссёром Люком Бессоном в 1996 году на студии «Gaumont». Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале 7 мая 1997 года. Премьера в России — 27 сентября 1997 года. Выход фильма в прокат состоялся в 1997 году.
Бюджет картины составил 90 миллионов долларов. На момент выхода это был самый высокобюджетный фильм в истории, снятый за пределами Голливуда, а также фильм с самыми дорогими спецэффектами.
Идея фантастической любовной истории, замешанной на античной философии, комиксах и подростковых мечтах, родилась у Люка Бессона на пороге шестнадцатилетия. В ней будущий реформатор французского кино, которому воображение помогло не умереть от скуки в провинциальной глуши без друзей и телевидения, соединил увлечение футуристическими графическими работами Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера , теорию четырех стихий Эмпедокла и Платона, а также собственные грезы об идеальной девушке.
Первый источник подсказал Бессону центрального персонажа — водителя летающего такси будущего; второй — драматургический двигатель повествования: атаку космического зла здесь пытаются остановить с помощью набора жизнеобразующих элементов; третий — существо-элементаль в теле совершенной красавицы-инопланетянки, в которую невозможно не влюбиться.
Люк Бессон на съёмках фильма ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
По замыслу автора, юношеские фантазии должны были стать зрелищным фантастическим фильмом голливудского масштаба, поэтому их реализацию пришлось отложить на неопределенный срок.
Первый шанс поставить «Пятый элемент» замаячил в 1991 году после выхода «Никиты», но тогда инвесторы посчитали неподъемным сценарий, разросшийся до 400 страниц, и заморозили проект. Успех следующего бессоновского хита «Леон» заставил Gaumont вернуться к амбициозной затее и дать зеленый свет детской мечте французского вундеркинда. Тогда Бессон вновь вернулся к работе над сценарием, и вместе с Робертом Марком Кэменом сократил его до 120 страниц.
Результатом стала антимилитаристская притча о всепобеждающей силе любви с мощными комедийными репризами, карикатурными персонажами, пародийным переосмыслением серьезного сай-фая и бодрым приключенческим экшеном. Одним словом, эклектичный жанровый микс, полностью соответствующий канонам постмодернизма, царившим в 90-е.
Люк Бессон на съёмках фильма ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
При этом, композиционно «Пятый элемент» развивается по классическим законам сказки, где переживающий определенные лишения герой (в данном случае Корбен Даллас, потерявший семью и сменивший профессию на менее престижную) проходит ряд испытаний и за их успешное выполнение (ни много, ни мало — спасение всего человечества) получает сердце красавицы (самой совершенной девушки в целой Вселенной).
В высшей степени сказочными являются и периферийные персонажи фильма: недалекий правитель, инфернальный злодей со слабостями, благородные сверхумные мондошаваны в «сияющих доспехах», способные оборачиваться людьми оркообразные мангалоры, сиреноподобная оперная дива и эпатажный скоморох Руби Род.
Люк Бессон и Клифтон Ллойд Брайан на съёмках фильма ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Кастинг: модели, друзья, камео и подвиг Йовович
Воплощать на экране всю эту пеструю компанию пригласили столь же разномастных артистов. Так роль туповатого, но сурового президента Линдберга досталась бывшему рестлеру Томми Листеру, а его коллега по культовой комедии «Пятница» Крис Такер заполучил роль радиоведущего Руби Рода, отвергнутую поп-идолом Принсом.