Далеко не всем перспективным вооружениям удается пройти госиспытания и "дорасти" до серийного производства. На один танк или самолет, пошедший в войска, приходится с десяток всевозможных прототипов и полноразмерных макетов с судьбой музейных экспонатов или лабораторных стендов. Но многие так и не реализованные проекты заложили основу для научных и технологических прорывов в будущем.
АПЛ К-162
Рекорд скорости советской атомной подводной лодки К-162 проекта 661 "Анчар", вступившей в строй в 1969-м, до сих пор не побит: в подводном положении она разгонялась до 44 узлов (82 километра в час). Этому атомному "спринтеру" предсказывали карьеру "убийцы авианосцев" - он мог быстро сблизиться с противником, ударить торпедами или крылатыми ракетами П-70 "Аметист" и безнаказанно скрыться от преследования. Но платой за скорость стала запредельная шумность, что лишало К-162 главного оружия подводной лодки - скрытности.
Кроме того, атомоход был баснословно дорогим, поскольку его корпус делали из титана. В конечном счете ВМФ СССР отказался от "Анчаров". Единственная лодка проекта все-таки прослужила флоту почти 20 лет, после чего ее утилизировали. А полученный опыт пригодился при проектировании других атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, в частности АПЛ проекта 670 "Скат".
Экраноплан "Лунь"
В годы холодной войны командование Вооруженных сил СССР активно искало эффективный способ борьбы с американскими авианосцами. Одно из самых необычных решений - ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь", своеобразный гибрид корабля и самолета. Американские аналитики за внушительный внешний вид и боевые характеристики прозвали его "Каспийским монстром". Аппарат обладал выразительным силуэтом и выдающимися размерами - 75 метров в длину и 20 метров в высоту, развивал над морем скорость до 500 километров в час. Прототип спустили на воду 16 июля 1986 года.
"Лунь" шел к цели на предельно малой высоте, и штатные корабельные средства ПВО его просто не "видели". Экраноплан мог подкрасться к ордеру авианосной ударной группы на близкую дистанцию и дать залп из шести пусковых установок сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "Москит".
Каждая из них снаряжалась 300-килограммовой боевой частью и сближалась с целью на высотах от семи до 20 метров. Даже половины боекомплекта экраноплана хватало, чтобы уничтожить авианосец. Однако у агонизирующего Советского Союза уже не было денег на такое оружие. Легендарный "Лунь" так и остался в единственном экземпляре. Его списали и законсервировали.
Истребитель Су-47 "Беркут"
Прототип перспективного истребителя Су-47, впервые поднявшийся в воздух 25 сентября 1997-го, по праву считается одним из самых необычных самолетов в мире. Его особенность - крыло обратной стреловидности. Такое конструктивное решение улучшает управляемость самолета на малых скоростях и взлетно-посадочные характеристики, уменьшает радиолокационную заметность в передней полусфере и повышает аэродинамическую эффективность планера.