Фильм «Мой друг Иван Лапшин» о начальнике уголовного розыска 1930-х годов режиссёр Алексей Герман снял по повести отца — писателя и драматурга Юрия Германа. Повесть «Лапшин» была написана еще в 1937 году, а материал для неё писатель собирал в отделениях милиции. Сценаристом экранизации стал Эдуард Володарский, а консультировал съёмочную группу бывший начальник ленинградского УГРО, который в 30-е уже работал в милиции.
Источник:
Он рассказал создателям фильма о деле серийного убийцы Тюрина, которое легло в основу детективной линии сюжета.
Источник:
Подготовительный процесс был долгим и кропотливым. Режиссёр и его помощники искали старых милиционеров, которые помнили 30-е годы, ездили к ним с расспросами, собирали любительские фотографии тех лет, скупали в комиссионках винтажную одежду, ездили в тюрьмы и на допросы, были понятыми на опознаниях, рылись в архивах… В одной из старых газетных вырезок Алексей Герман увидел фотографию с провинциальным пейзажем — гипсовые пионеры, деревянная Триумфальная арка, низкие домики. Оказалось, что это Астрахань, куда режиссёр и повёз съёмочную группу — снимать выдуманный Унчанск. В повести действие происходило в Ленинграде, но Герман хотел сделать камерную «чеховскую» историю, и большой город для этого не годился, хотя некоторые сцены там всё-таки сняли. В Астрахань съёмочной группе пришлось везти с собой… трамвай 30-х годов — в городе не нашлось ни одного старого транспорта.
Источник:
На главную роль режиссёр принципиально искал малоизвестного актёра «с печатью смерти на лице». В результате проб был утвержден Андрей Болтнев, который работал в театрах Уссурийска и Новосибирска. После выхода фильма актёр стал очень популярен и за десять лет снялся в тридцати с лишним фильмах. Карьера была блестящей, но очень недолгой — в 1995 году он умер во сне… Для роли Ханина режиссёр, наоборот, искал известного актёра — среди кандидатов были Александр Филиппенко, Анатолий Васильев и Андрей Миронов, который и сыграл журналиста. У Ханина был прообраз — друг Юрия Германа, писатель и переводчик Валентин Стенич.
Источник:
Сам Лапшин тоже был списан с реального человека — сотрудника уголовного розыска Ивана Бодунова. Он был другом Юрия Германа, а подружились они после того, как милиционеры взяли писателя «на дело» — дали оружие и поставили караулить окно.
Источник:
Писатель тогда не знал, что подвергать его жизнь риску не стали и поставили возле окна, откуда при всём желании никто не мог выскочить. Бодунов был человеком жестким и даже где-то жестоким, но писатель нашёл с ним общий язык и очень дорожил дружбой.
Источник:
Режиссёру обязательно нужна была пасмурная погода со снегом, чтобы подчёркивала тяжесть времени, профессии, жизни главных героев… Герман снимал мрачный фильм и методы, которыми он пользовался, тоже были мрачными. Например, для съёмок сцены опознания убитых в морге режиссёр позвал актёров в настоящий морг с настоящими покойниками — хотел, чтобы они достоверно сыграли эмоции героев. Но актёры от неожиданности сыграли плохо — побелевший Болтнев сдернул простыню и замер, массовка без эмоций посмотрела, и в толпе раздался один спокойный голос: «Ай-ай-яй… За что же они его, а?». Сцена в фильм не вошла.