Последнее десятилетие СССР, в середине которого произошёл перелом государственной системы, и советский кинематограф превратился в перестроечный…
Также предлагаю прочитать историю нашего кино 1940, 1950, 1960 и 1970 годов.
Источник:
Ещё в конце 70-х Госкино старалось вернуть зрителей в кинотеатры — дало режиссёрам чуть больше жанровой свободы и увеличило финансирование. В результате новое десятилетие началось с громких премьер. В мае 1980 года в прокат вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», а в июле — первый советский боевик «Пираты XX века», который стал самым кассовым фильмом за всю историю СССР! Однако на общей ситуации это мало сказалось — количество зрителей продолжало сокращаться, средняя цифра колебалась между 13?15 билетами в год на человека.
Источник:
Источник:
Герои фильмов менялись вслед за настроениями в обществе, они больше рефлексировали, конфликтовали и становились жёстче. Всё то, что раньше попадало под штамп «очернение действительности» и запрещалось на стадии сценарной заявки, теперь стало новым жанром под ёмким названием «чернуха». Это было атмосферное кино о тёмных сторонах человеческой натуры, нищенском быте, беспросветности и жестокости… Первым фильмом этого жанра называли драму Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Примерно в то же время Ролан Быков выпустил подростковую драму «Чучело», а Элем Климов — страшный и откровенный фильм о войне «Иди и смотри».
Источник:
Всё это до поры уравновешивалось режиссёрами, которые продолжали работать в духе предыдущих десятилетий — Сергей Бондарчук снял «Бориса Годунова», Эльдар Рязанов — «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс», Марк Захаров — «Формулу любви», Владимир Меньшов после триумфальной мелодрамы «Москва слезам не верит» выпустил комедию «Любовь и голуби»… Но в середине десятилетия всё изменилось.
Источник:
Если стране главным событием 80-х стало начало перестройки, то в истории советского кино — V съезд Союза кинематографистов СССР. Недовольство государственной монополией и консерватизмом «старой школы» зрело уже давно, но скандальный раскол в среде кинематографистов стал беспрецедентным событием! «Революционеры» выступали против кумовства, темпланов, обилия худсоветов, устаревших сюжетов, призывали снять с полок запрещённые фильмы и омолодить режиссуру. В 1986 году Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Лев Кулиджанов и другие мэтры советского кино были обвинены в застойности, лишены слова и вычеркнуты из состава Союза… Можно сказать, что именно на этом и закончилась история советского кино.
Источник:
Вскоре кинематограф перестал управляться исключительно государством, была отменена цензура, киностудии получили самостоятельность, а режиссёры могли снимать на темы, о которых раньше было страшно даже думать. В Госкино не знали, как реагировать на происходящее, и подписывали прокатные удостоверения почти не глядя…
Несмотря на все проблемы, ситуация для нового витка в истории кино была удачной — государство продолжало финансировать, но при этом уже не могло ничего запрещать. Режиссёры открыто говорили на запрещённые темы: о материальном неблагополучии, социальном расслоении, школьной жестокости, наркомании, проституции и повальном равнодушии к государственной идеологии.