Сценарий фильма «Одна война» основан на реальных событиях. Автор сценария Марина Сасина работала журналистом в орловской газете и брала интервью у ветерана Великой Отечественной войны Гавриила Астахова. Он был юнгой на миноносце, который сопровождал корабли союзных войск в северных морях, и однажды после задания экипаж причалил к одному из островов, чтобы пополнить запасы пресной воды.
Источник:
С большим удивлением они обнаружили, что остров обитаем — там в палатках жили женщины с детьми. Оказалось, что их отправили на далёкий остров с оккупированных территорий за то, что дети были рождены от немцев… Журналистку настолько впечатлила эта история, что она начала собирать материал. Ей удалось найти некоторые свидетельства того, что такие поселения действительно какое-то время были.
Источник:
Марина Сасина, сценарист: «Матросы, часто ходившие в загранку, прозвали поселение Белым Шанхаем: из-за цвета и формы палаток, напоминавших пагоды…»
Источник:
Спустя несколько лет журналистка уехала в Москву и поступила на сценарный факультет ВГИКа. В качестве дипломной работы написала сценарий «Одна война», в основу которого легла её давняя статья с интервью старого моряка. За диплом она получила «отлично» и предложение от режиссёра Алексея Учителя снять фильм по этому сценарию. Он обещал приступить к работе сразу после окончания съёмок драмы «Пленный», но за это время сценарий попал к Вере Глаголевой.
Она попросила Учителя отдать эту женскую историю ей. Актриса к тому времени занималась режиссурой и уже выпустила три фильма. Её потрясло то, насколько тщательно были прописаны характеры героинь. Она знала, что для многих актрис такие продуманные и психологически сложные роли будут просто подарком.
Источник:
Вера Глаголева, режиссёр: «Когда сценарий попал ко мне в руки, и я начала его читать, то прорыдала буквально всю ночь. Сам он написан не очень эмоционально, однако отражённые в нём судьбы просто не могут оставить читателя равнодушным. Главная задача состояла в том, чтобы не испортить работу напущенной сентиментальностью, так как история трагична уже сама по себе…»
Источник:
Вера Глаголева принципиально не хотела снимать популярных актёров, исключение сделала только для Александра Балуева. Они познакомились на съёмках сериала «Маросейка, 12» и настолько сдружились, что, став режиссёром, Глаголева снимала актёра почти в каждом фильме и считала своим талисманом.
Александр Балуев, актёр: «На мой взгляд, таких историй можно по пальцам в нашем кинематографе пересчитать. И я очень рад участвовать в Верином фильме… И вот я думаю, пойдет ли на этот фильм молодежь? А вот те, кому за сорок, те пойдут, даже очень…»
Источник:
Актёра утвердили сразу, а вот исполнительниц женских ролей искали долго — кастинг проходили десятки студенток. Единственной опытной в составе актрис была Наталья Суркова, которую Вера Глаголева увидела в военной драме «Свои» и поняла, что ей нужен именно такой типаж. Одну из ролей сыграла дочь режиссёра — балерина Анна Нахапетова.
Вера Глаголева, режиссёр: «Я всегда была требовательной матерью и старалась не растить своих дочерей изнеженными созданиями. Поэтому Аня понимала, что никакого особого отношения к ней не будет. Я работала с ней как с обычной актрисой, и очень рада, что она справилась».