Время от времени мы слышим новости о том, что такая-то такая-то картина была продана на таком-то аукционе за несколько миллионов долларов. Подобные вести уже успели стать для нас обыденностью, но всё же у многих в голове до сих пор возникает логичный вопрос — откуда такие суммы?!
Источник:
Создаётся впечатление, что мы чего-то не знаем об этом мире и чего-то явно не понимаем. Аукционные дома Кристис и Сотбис продают картину за картиной, а мы просто разводим руками. Пора в этом всём хоть как-то разобраться!
Почему же искусство такое дорогое?
Источник:
Если ответить коротко: в основном оно таковым не является. Картины, проданные за шести-семизначные суммы, разумеется, попадают в новостные ленты, но большинство из ныне живых художников в глаза не видели такого количества денег. Ведь для выхода на арт-рынок художнику сначала нужно раскрутиться — найти галерею для презентации своих картин, удивить публику и специалистов, заработать себе имя, а это весьма и весьма непросто. По словам известного искусствоведа Джонатана Бинстока, на сегодняшний день в мире не более 40 мастеров, чьи работы оцениваются многозначными суммами.
Но всё же, каковы причины того, что масло на холсте становится товаром, за который люди платят огромные деньги?
1. Искусство ценилось во все времена. А нефть, золото и тому подобное — нет. То же самое ожидается и в будущем
Источник:
Картина великого Леонардо Да Винчи «Спаситель Мира» была продана на аукционе Кристис за 450 миллионов долларов. И стала самым дорогим произведением искусства в истории.
Искусство — это та же валюта, что доллар или евро, а известные галереи в каком-то роде являются банками. Богатые коллекционеры, покупая тот или иной шедевр за большие деньги, вкладываются в своё будущее. Да, искусство — это довольно выгодное вложение. Ведь в мире всегда и без перебоев ценились две вещи: искусство и знания. Так будет и впредь.
Джонатан Бинсток прокомментировал этот феномен следующим образом: «С тем, что искусство является неким активом, и работы определённых художников сохраняют свою стоимость, люди по всему миру просто решили согласиться».
2. Искусством правят бренды. А бренды хорошо продаются
Источник:
Вы слышали о Бэнкси? Конечно! Он за счёт таланта и остросоциальной направленности своих работ обрёл известность во всём мире, но при этом остался инкогнито. И сей факт лишь подлил масло в огонь его популярности, которая достигла масштабов аукционных домов и крупных сумм за его произведения.
Так, картину Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» продали за 1,4 миллиона долларов. А её публичная казнь шредером стала культурным событием, широко освещённым во всех СМИ. Каждый об этом слышал! Но что бы случилось, разрежь кто другой свою картину? Она бы подешевела, причём сильно. А Бэнкси можно такие штуки проворачивать. Ведь Бэнкси — это бренд.
Ценность картины во многом связана с её известностью и известностью автора, а не с тем, как она выглядит и какие вопросы поднимаются образами полотна. И кстати успешная продажа хотя бы одной картины поднимает цену всех остальных картин автора. В разы.
3. Особой ценностью обладают лишь определённые произведения (коих немного)