70 лет назад, 17 ноября 1948 г. в центре Ленинграда у Петроградской набережной на вечную стоянку был поставлен самый известный в нашей стране корабль. Крейсер «Аврора». Через 12 лет ему будет дан статус памятника, охраняемого государством. Имя корабля навсегда свяжут с одним-единственным историческим событием – Великой Русской революцией 1917 года.
Логическая связка «Говорим «Аврора» – подразумеваем революцию» оказалась настолько прочной, что на этой почве родятся перестроечные анекдоты из серии:
- Какое оружие самое страшное?
- Баковое орудие крейсера Аврора. Один выстрел и семьдесят лет разрушений.
Как и большинство анекдотов, этот и остроумный, и хлёсткий. Другое дело, что орудия «Авроры» сделали гораздо больше одного выстрела, а история корабля не исчерпывается участием в Революции.
Скажем, в трагичном для русского флота Цусимском сражении 14 мая 1905 г. моряки «Авроры» дрались, как черти. Шесть раз жестоким огнём был сбит флаг. Шесть раз его, изрешеченный осколками, поднимали на место.
По японцам было выпущено 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 32- 37-миллиметровых снарядов. Сам корабль получил 18 попаданий, но оставался на плаву, и был готов сражаться дальше. И это несмотря на то, что в самый разгар боя в рубке был убит командир крейсера – капитан 1 ранга Евгений Егорьев.
Интереснее всего, впрочем, даже не это. А то, что орудия «Авроры» успели задать жару англичанам и французам, а сам корабль потопил не одну репутацию флотских командиров «Владычицы морей» - Великобритании. Причём произошло это за полвека до Цусимы.
Это не фантастика. Дело в том, что знаменитый бронепалубный крейсер, заложенный в 1897 году по «высочайшему соизволению» императора Николая II, получил своё имя в честь фрегата «Аврора». Фрегат же был построен при императоре Николае I, который, согласно легенде, назвал его в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, «одной из самых красивых женщин Петербурга».
Разница между двумя Николаями на русском престоле ощутима. В частности, она прослеживается в судьбе двух одноимённых кораблей. И судьба первой «Авроры» уж точно гораздо менее трагична.
В августе 1853 г. командующий фрегатом «Аврора» капитан-лейтенант Иван Изыльметьев вышел из Кронштадта, имея официальной целью совершить кругосветное путешествие. Неофициально фрегат шёл через два океана и мыс Горн к русскому городу Петропавловск на Камчатке. В воздухе пахло войной. Той самой, которую потом назовут Крымской, хотя боевые действия велись на пяти театрах. В том числе и в Тихом океане.
То, что «Аврора» совершила в ходе этого противостояния, стало поистине чёрным эпизодом в истории английского флота. Нет-нет, никаких масштабных морских побоищ не состоялось. Просто Изыльметьев сумел повернуть дело так, что действия его противников обсуждались на специально организованных прениях в английском парламенте. В ходе которых неоднократно, с гневом и раздражением, отмечалось, что Британский флаг был «Авророй» «позорно унижен и обесчещен» – miserable degraded.