Пост об отечественных субмаринах, которые выполнили все боевые задачи и ныне служат памятниками, музейными экспонатами (а то и самостоятельными музеями) в разных городах страны
1. Сестрорецк
Источник:
Потаённое судно Никонова
Реконструкция облика первой российской подводной лодки. В 1720 году крепостной крестьянин Ефим Никонов построил Петру I сперва модель, а потом и полноразмерную лодку. Проблема управления под водой и сохранения нулевой плавучести решена не была, все три испытательных погружения, между которыми лодка проходила длительные ремонты, закончились авариями, а после смерти Петра энтузиазм заказчиков угас.
2. Санкт-Петербург
Источник:
Субмарина Джевецкого.
Подводная лодка для морской обороны крепостей, первый в мире серийный проект. Основная функция лодки - подводная установка минных заграждений. Были на вооружении российского императорского флота в 1880-е годы, поздние модификации участвовали в Русско-Японской войне. Приводились в движение педальным приводом. Экипаж судна составлял 3 человека. Данный экспонат находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
3. Гатчина
Источник:
Субмарина Джевецкого
Копия первой серийной субмарины. Памятник установлен в Гатчине, на месте спуска на воду второго экземпляра серии.
4. Севастополь
Источник:
Камбала, тип «Карп»
Погибла в 1909 году во время учений. В 1912 году рубка установлена на братской могиле экипажа.
5. Санкт-Петербург
Источник:
Д-2 «Народоволец», тип «Декабрист»
Одна из первых советских субмарин, была спущена на воду в 1929. В 1933 по Беломоро-Балтийскому каналу была переброшена с Балтийского на Северный флот, в 1939 вернулась на Балтику. В составе Балтийского флота участвовала в сражениях Второй мировой, потопила одно и повредила ещё одно вражеское судно.
6. Москва
Источник:
Л-3 «Фрунзевец» , тип «Ленинец», серия II
Минный заградитель, имела очень богатую военную биографию. Спущена на воду в 1931 году, стояла пришвартованной в Ленинграде в первую блокадную зиму, всего за войну совершила 7 боевых походов, во время одного из которых был затоплен крупный немецкий транспорт "Гойя". Оставалась на вооружении до 1956 года, позже служила флоту как тренировочная станция. После окончательного списания в 1971 рубка Л-3 оставалась в Лиепае, Латвийская ССР. После распада Союза была перевезена в Москву и в 1995 обрела своё окончательное место на Поклонной горе
7. Москва
Источник:
Щ-307, тип «Щука», серия V-бис-2
Краснознамённая ПЛ из состава Балтийского флота. После разделки лодки на металл (в 1957 г. в Лиепае) рубка оставалась там на территории базы подводных лодок до 1994 г., затем перевезена в Москву и незадолго до юбилея Победы в 1995 г. установлена на Поклонной горе, где и находится ныне.