Леонид Броневой называл себя «актёром поневоле». В 1937 году его отца арестовали, семья была вынуждена спасаться от репрессий, и перед ним закрылись многие двери. Броневой хотел стать дипломатом или журналистом, но смог поступить только в Ташкентский театрально-художественный институт, где не обращали внимание на биографию студентов…
Источник:
После окончания института его распределили в Магнитогорский драматический театр. Потом были Оренбург, Грозный, Иркутск, Воронеж и Москва, куда он приехал вдовцом с четырёхлетней дочкой на руках. В столице поначалу дела шли плохо — в театры и кино не брали, и актёр зарабатывал на жизнь игрой в домино. Но потом удача улыбнулась — его взяли в Театр на Малой Бронной и начали снимать в небольших ролях. Звёздный час актёра наступил в 1973 году, когда вышел телесериал «Семнадцать мгновений весны». С этого момента Леонид Броневой стал одним из самых узнаваемых актёров театра и кино и сыграл десятки ролей у знаменитых режиссёров…
Генрих Мюллер («Семнадцать мгновений весны»)
Источник:
«Это ваш элегантный шеф научился в своих университетах танцевать и носить фрак. А я до сих пор не знаю, как надо есть яблоко — резать его, или есть так, как принято у меня дома: целиком, с косточкой…»
Генрих Мюллер — первая большая роль актёра, которая сразу сделала его знаменитым. С начала Мюллера предложили Всеволоду Санаеву, который сразу отказался «играть фашиста», а Броневой пробовался на роль Гитлера и отказался примерно из тех же соображений. Потом он говорил, что если бы знал, как выглядит настоящий Мюллер, то отказался бы и от него. Шеф гестапо был худым горбоносым брюнетом с жестким взглядом, у которого не было ничего общего с Броневым. Режиссёр Татьяна Лиознова тоже считала, что у актёра слишком доброе лицо, но всё-таки утвердила его на роль.
На съёмочной площадке присутствовал консультант из органов, которому не нравился образ добродушного интеллектуала. Он попросил Лиознову ужесточить сцены — пусть, мол, Мюллер пытает какого-нибудь генерала… Броневой после такого пожелания пошёл к консультанту и сказал, что немецкого генерала он пытать согласен, а если советского, то «у вас это всегда лучше получалось». В результате «Мюллера» попросили хотя бы наорать на кого-нибудь.
Для съёмок Броневому сшили мундир на пару размеров меньше и тесный воротник резал ему шею. Чтобы избавиться от неприятного ощущения, актёр дергал головой.
Режиссёр заметила это и решила вписать эту черту в образ Мюллера. Она отметила в сценарии особо напряженные места, где у Мюллера от раздражения и переживаний стал появляться нервный тик…
Герцог («Тот самый Мюнхгаузен»)
Источник:
«Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!»
На роль высокопоставленного любителя кройки и шитья Марк Захаров утвердил актёра даже без проб. Режиссёру очень нравился Броневой, и он хотел его переманить в свой театр. В конце концов ему это удалось, и «Ленкому» актёр отдал тридцать лет… На съёмках фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Леонид Броневой познакомился с половиной своих будущих коллег, так как в фильме была занята солидная часть труппы «Ленкома». Герцога, который с гораздо большим удовольствием был бы портным, чем курфюстом Ганновера, Броневой играл с удовольствием и придумывал для него фразы и целые эпизоды. Многие афоризмы герцога после премьеры «ушли в народ».
Марк Захаров боялся, что у фильма будут проблемы с цензурой, однако из него вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намёк на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга как раз недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук. Актриса тогда была в опале на телевидении и фрагмент с её участием вырезали.
Доктор («Формула любви»)