В СССР крали музейные экспонаты редко, но метко. Их почти невозможно было вывезти через границу, но так как у музеев никогда особо не было средств на защиту шедевров, их воровали и портили, если не могли вынести.
Безработный житель Литвы Бронюс Майгис в 1985 году пришел в Эрмитаж...
«Даная» Рембрандта
Источник:
...с ножом и банкой серной кислоты, которой залил полотно «Даная» Рембрандта. Чтобы наверняка испортить шедевр, он пару раз полоснул по нему ножом. Сначала свой поступок Бронюс объяснил политическими мотивами. А потом врачи признали мужчину невменяемым, его изолировали в психиатрическую больницу тюремного типа.
Картину удалось спасти, так как кислота растворила чуть меньше 30% красочного слоя. Но все равно на реставрацию ушло 12 лет. На место «Данаю» вернули в 1997 году, закрыв ее бронированным стеклом.
«Святой Лука» Франца Хальса
Источник:
Полотно похитили весной 1965 года в санитарный день на выставке в Пушкинском музее. Обнаружили это только на следующий день. Искали картину в обстановке особой секретности под контролем Прокуратуры, которая проверяла всех искусствоведов, антикваров, иностранных любителей живописи. Но ни прокуратура, ни КГБ, который подключился позже, картину так найти и не смогли.
Вор попался из-за того, что уж очень хотел заработать. Он предложил работу хорошо одетому мужчине за 100 тысяч рублей, не подозревая, что этот господин – сотрудник правоохранительных органов. Тот придумал всю операцию по возвращению картины музею.
Как оказалось, «Святого Луку» украл помощник реставратора, у которого уже была судимость за мелкое правонарушение. Полотно пострадало от пересушенного воздуха в квартире похитителя, реставрировали его 2,5 года.
«Иван Грозный и его сын Иван» Репина
Источник:
Эту работу люди пытались испортить два раза. В 1913 году на нее покусился психически неуравновешенный старообрядец Балашов. Он тоже был вооружен ножом, которым несколько раз ударил по лицу царя и его сына. Мужчину заперли в доме для психически больных, а картину отреставрировал сам Илья Репин, правда и ему не удалось добиться совершенства и первоначального вида. В том же году картина вернулась на свое место.
Весной 2018 года на полотно совершили новое нападение. В этот раз вандалом стал нетрезвый мужчина, который решил, будто художник неверно отразил исторические события. За час до закрытия музея мужчина выпивал в буфете музея, а потом решил, что надо отстоять свое мнение любой ценой. Он ударил по стеклу и раме картины металлическим столбиком от ограждения. Сильно пострадала рама, картину повредили осколки, но в этот раз лица не пострадали. Правда, реставрация все равно обойдется в 10 миллионов рублей.
«Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома
Источник:
Это та самая картина, стоимостью 1 миллион долларов, которую вынесли днем из Эрмитажа в 2001 году. Она была в зале, закрытом для посетителей. Злоумышленники перешагнули через шнурок, вырезали полотно из рамы, свернули и вынесли. Пропажу обнаружили не сразу, но попытались перекрыть выходы. И сделали это слишком поздно. Правда, злоумышленники все равно не смогли ничего сделать с добычей, потому что картину показали по всем телеканалам, покупать ее никто не хотел. Вернули полотно в 2006 году через приемную Зюганова. Выглядела она тогда очень плохо, так как краска начала осыпаться на сгибах, а холст успел протереться.
В зал работа вернулась в декабре 2009 года после реставрации. Рядом с ней теперь всегда много желающих посмотреть на нее.