Национальная принадлежность следующего нашего героя всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и канадцем. А может и австралийцем или вообще новозеландцем. Он может быть разным. Выполнять совершенно разные функции в разных армиях мира.
Но в то же время он основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества наций и самый массовый БТР Второй мировой войны. С 1937 по 1945 годы таких машин изготовлено около 90 000 единиц!
Итак, наш рассказ сегодня о легком многоцелевом бронетранспортере Universal Carrier.
Расскажем вам о машине, которая имела столько модификаций, что просто дух захватывает. Машине, которая воевала в британской, австралийской, канадской, новозеландской и даже индийской армии. Машине, которая на восточном фронте воевала с обеих сторон. И за РККА, и за вермахт.
Для понимания данной машины просто необходимо знать варианты применения. Иначе создается впечатление, что на одном шасси производились совершенно разные транспортеры. Вот с перечисления модификаций и начнем.
Bren Carrier Mk 1(11) — базовый вариант бронетранспортера для пехоты. Боевая масса 3,75 т, бронирование 10 мм, экипаж 4 человека. Вооружение: 7,7-мм пулемет Bren. С 1938 по 1940 год фирма Thornycroft изготовила 1173 единицы.
Именно эта штуковина во многих документах именовалась как «транспортер для пулемета «Брен» или просто «Брен».
Scout Carrier — разведывательный вариант. По сравнению с базовым дополнительно оснащался радиостанцией №11 и противотанковым ружьем Boys. Бронированным был только правый борт. Экипаж 3 человека. Изготовлено 647 единиц.
Cavalry Carrier — модификация, предназначавшаяся для механизированных кавалерийских полков. Борта были небронированными, устанавливались радиостанция № 11 и защитный тент. Экипаж 6 человек. Изготовлено 50 единиц.
АОР Carrier Mk 1(11) — машина передовых артиллерийских наблюдателей. Конструктивно и по компоновке сходна с Cavalry Carrier. Изготовлено 95 единиц.
Universal Carrier Mk 1(11, III) —основной серийный английский вариант. Открытый сверху сварной корпус простой прямоугольной формы, ходовая часть с тремя опорными катками. Машины разных лет выпуска имели незначительные отличия в конструкции силовой установки, корпуса и снаряжения.
Universal Carrier Mk I* (C01UC) — канадская версия бронетранспортера, идентичная по конструкции и внешнему виду английскому варианту. Боевая масса 3,56 т, двигатель Ford V-8 мощностью 85 л.с.
Помимо основного, выпускались варианты C21UCM (самоходный 3-дюймовый миномет) и C21UCG (самоходная 2-фунтовая противотанковая пушка, изготовлено 20 шт. в 1942 г.). С 1941 по 1945 год фирмами Ford Motor Со и Dominion Bridge Со изготовлены 28 992 единицы.