Недавно мы вам рассказывали историю возникновения федоскинской миниатюры, а теперь предлагаем побольше узнать ещё об одной визитной карточке России – павловопосадских платках. Этот головной убор стал известен и популярен во всем мире благодаря мастерству российских умельцев.
Источник:
В конце XVII века крестьянин Иван Лабзин открыл мануфактуру по производству платков и шалей, которая находилась в селе Павлово, Богородского уезда. На его месте теперь расположен город Павловский Посад. Первое время мастера расписывали платки вручную, что было достаточно трудоёмким процессом. Для этого использовались специальные формы из дерева: «манеры» - по ним набивали контур узора, а с помощью «цветков» - наносили краски.
Источник:
В конце XVIII века фабриканты Гучковы практически автоматизировали процесс создания павловопосадского головного убора. Они стали выпускать платки самого высокого качества, и уже вскоре их продукция получила признание и завоевала многочисленные призы на международных выставках. Уже в то время техническое оснащение позволяло предлагать потребителю огромный выбор платков, причём даже с двусторонним узором.
Источник:
Платок с изображением основателя платочной мануфактуры
Источник:
В середине XIX века правнук родоначальника производства Яков Лабзин, вместе с компаньоном решили основать торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Фабрика стала выпускать шерстяные платки с набивными цветами на красном, чёрном и светлом фоне. Яркие и красочные узоры павловопосадских головных уборов стали визитной карточкой фабрики и принесли ей известность далеко за пределами России.
Источник:
С развитием производства основа для узоров стала более многоцветной. На платках изображались разнообразные цветы, но главенствовала на них царица-роза. Благодаря новому оборудованию рисунки были максимально похожи на живые растения.
Источник:
Источник:
Георгин также часто изображали на платках, причём цвет его мог быть совершенно разным.
Источник:
В цветочные узоры павлопосадских платков также вплетали пионы, тюльпаны и лилии. Но не только садовую флору использовали мастера для своих рисунков, в ход также шли нежные и красивые полевые растения: незабудки, ромашки, колокольчики, васильки и другие.