Фамилия этого актера говорила сама за себя – его выразительное лицо было словно отчеканено на экране. Резкие и довольно крупные черты его лица сразу врезались в память. Но за могучей и суровой внешностью скрывался очень ранимый человек, максималист и романтик, не утративший способность мечтать до конца жизни.
К 1968 году в фильмографии Станислава Чекана было почти 40 ролей в кино. Но лишь роль в комедии «Бриллиантовая рука» принесла ему всесоюзную славу. После выхода комедии на экраны простоватое лицо этого замечательного актера стали узнавать везде – на улице, в магазинах и транспорте. На съемочной площадке в Станислава Чекана обожали буквально все. Он приходил на площадку, даже если в этот день не был задействован в киносъемках.
Немногие из зрителей догадывались, какой интересной и сложной была судьба этого актера. Чекан вырос в Ростове на правом берегу реки Дон. Отец актера, Юлиан Чекан был родом из маленькой белорусской деревушки. Военную службу Юлиан Егорович начал еще в царской армии, где успел выучиться на повара. Поваром он был сначала в Белой армии, потом уже и в Красной, а завершил службу в Первой конной Буденного. Еще во время службы он встретил свою будущую супругу, Матильду Ивановну, которая была моложе его на 10 лет. Мать Матильды была немкой, а отец – известным литовским пивоваром.
Сначала у пары родился Станислав, а через 10 лет появился на свет его брат Володя. Когда Станиславу не было еще и 15 лет, отца арестовали по доносу. Он был осужден по сфабрикованному делу об отравлении красноармейцев, ведь он был поваром, а еще через неделю арестовали маму будущего актера, как жену врага народа, тогда это было в порядке вещей. Освободили ее лишь через два года. Впоследствии вызволить отца помог сам Буденный.
После ареста родителей Володю тут же забрали в детдом, а самого Станислава направили в трудовую колонию. Позже Чекан часто говорил, что тогда у него был один путь – в криминал. И так бы оно не случилось, если бы не руководительница детдомовского драмкружка, сумевшая рассмотреть актерский талант в подростке.
За плечами Чекана были не только трудные годы в колонии, но и фронт, куда он был призван в 1941 году. В первый же год службы Чекан получил серьезное ранение и был направлен в госпиталь. Позже, всю жизнь Станислав Юлианович дружил с актерами, прошедшими войну, Юрий Никулин даже посвятил ему один из рассказов.
После получения паспорта в 16 лет, Станислав поехал в Ростов, чтобы поступить в театральное. Попытка была успешной, и юношу зачислили на курс, который вел режиссер Завадский. Чекан учился на одном курс с Сергеем Бондарчуком. Молодые люди очень сдружились, однако, впоследствии Бондарчук так и не снял Чекана ни в одной из своих картин.
После окончания театрального, Чекан переехал в столицу и устроился в Центральный театр Красной армии. Первую свою эпизодическую роль в кино Чекан получил в 1946 году. Однако по-настоящему серьезную роль он получил лишь, когда ему перевалило за 30.
На съемках картины «Застава в горах» фортуна улыбнулась актеру – режиссер Юдин рассмотрел талант колоритного актера и пригласил его сниматься в своей следующей картине – «Борец и клоун».
После выхода на экраны этого фильма Чекан много лет ассоциировался у зрителей с образом Поддубного. Борцовские приемы для фильма Чекану пришлось разучивать с тренером, а вот фактурой и характером актер очень походил на сыгранного им героя. Своей могучести Чекан был обязан маме, которая была фактурной и крупной женщиной, она, как и супруг, всю жизнь проработала поваром.
Те, кто хорошо знаком с творчеством актера, знают, что частенько этому добряку приходилось играть довольно-таки неприятных персонажей, к примеру, как в картине «Два билета на дневной сеанс».
Стать и рост артиста всегда были поводом для дружеских подшучиваний. Тем паче, что его супруга Нонна была женщиной миниатюрной и смотрелась рядом с мужем просто дюймовочкой. История их знакомства довольно любопытна.