Рассказывать о Т-26 можно или долго, или совсем кратко. Долго – это совсем для любителей и фанатов тяжёлого металла, кратко – для всех остальных. Рискнем уложиться где-то посередине, машина того заслуживает.
На снимке у нас рядышком стоят два Т-26. Образца 1933 и 1939 годов соответственно. Начнем с первого.
Когда в Советском Союзе поняли, что танки мы строить можем (на примере Т-18 из предыдущего материала), то сразу же задумались над тем, что этот маломощный и неуклюжий бронегробик надо менять. Причем чем скорее, тем лучше.
И. Халепский с К. Ворошиловым
В декабре 1929 года комиссией под председательством Наркомтяжпрома Григория (Серго) Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту, так как советские конструкторы не обладали пока должным опытом в танкостроении.
Неприятно, но факт.
Потому последовали разумные действия в виде посыла в Европу главного автомобильного начальника Иннокентия Халепского с целью ознакомления с достижениями европейцев. На основе поездок комиссии был сделан вывод, что танки надо строить по лицензии. И лучше всего — британские. Великобритания к 1930 году опередила Францию с фактически стала законодателем военной моды.
С. Гинзбург
В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.
Так в Советском Союзе оказался лёгкий танк Vickers Mk E или «Виккерс 6-тонный» от фирмы «Виккерс-Армстронг».
Хитрые советские военные хотели приобрести единичные экземпляры, но не на тех нарвались. Пришлось закупить 15 танков, зато с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР.
«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом, но советская сторона закупила только двухбашенные машины.
В СССР машины были весьма пристально исследованы на полигонах, после чего было принято решение о производстве, несмотря на довольно большое количество недостатков.
Строить начали, как и предшественника, Т-18, на заводе «Большевик» в Ленинграде. Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, устанавливая пулемет ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушку Гочкиса или ее советский аналог ПС-1 в правой.
Собственно, пушка и стала причиной перехода на однобашенную систему.
Дело в том, что выпуск «Гочкис-ПС» сворачивался, так как из пушки уже было выжато все, что можно. Изначально предполагалось заменить ПС-1 более мощной пушкой ПС-2, но последнюю до работоспособного состояния так и не довели.
Рассматривался вариант с пушкой Б-3, полученной путем наложением ствола 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл» на ложе ПС-2. Но пушка хоть и пошла в производство, но так медленно, что ни о каком вооружении танков в массовом порядке речь не заходила.
В конце 1933 года по настоянию наркома обороны М. Тухачевского была устроена клоунада с установкой в правую башенку танка 76-мм динамореактивной пушки Курчевского, но, слава богу, не получилось.