Интербеллум (период меж двумя мировыми войнами) запомнился нам множеством локальных, но весьма любопытных конфликтов. Некоторые из них теряются на фоне более известных собратьев, вроде войны с Финляндией или гражданской свары в Испании. И порой из-за этого пропадают довольно интересные эпизоды. Как, например, авиаудары по священному для мусульман городу Мекка, выполненные русскими летчиками.
Источник:
Впрочем, верных последователей ислама подобное событие волновало мало – они традиционно были отвлечены привычной грызней друг с другом.
Разбросанные по миру
Окончание Гражданской войны в России победой красных привело к массовой эмиграции из страны. Особое положение в ней занимали бывшие белогвардейцы. Покинувшие Россию из несогласия с большевистскими идеалами или опасения за свою безопасность, они (как и Белое движение во время войны) не имели единого плана или центра. Это привело к их «разбрасыванию» по всему миру – от Китая до Соединенных Штатов и даже Полинезии.
Многие из белых были профессиональными военными до мозга костей. Не то чтобы они больше ничего не умели – но все, что у них получалось, не могло привести ни к чему, кроме резкого понижения в доходе и социальном статусе. Некоторые, конечно, шли в бизнес, но это по определению дело, которое получается далеко не у всех, особенно если эмигрировать из России получилось только с практически пустыми карманами. Результатом стало наличие в самых разных странах мира прослойки людей, прекрасно обученных воевать, и при этом чаще всего недовольными своим положением. В условиях всеобщего пресыщения сражениями по итогам Первой мировой войны, это были идеальные кандидатуры для вербовки на бесконечные локальные войны.
Земля раздора
Ещё одним последствием большой войны в Европе был распад множества империй. Одной из них была Османская. В круговороте стремительных событий туркам удалось переформатировать то, что у них осталось, в национальное государство, тем самым оставив без присмотра множество народов за его пределами. Некоторые территории были совершенно неподготовлены к государственности. Их население представляло собой не более чем группу племен – разрозненных, готовых бесконечно воевать друг с другом. Одной из таких территорий был Аравийский полуостров.
Это, впрочем, было только на руку европейским государствам, победившим в Первой мировой и сумевшим сохранить свою целостность. Обстановка была идеальной для новых колониальных приобретений – поддерживая то или иное племя или королевство, Англия, Франция и Италия ставили их в зависимость от себя. В перспективе это могло вылиться в контроль над всем полуостровом.
Англичане, например, действовали в королевстве Хиджаз, помогая королю модернизировать вооруженные силы. На роль летчиков и механиков вначале пробовали нанимать британцев, но те быстро понимали, что служба в пустыне – не сахар, и уезжали домой при первой же возможности. Другое дело белоэмигранты – их бытовая неустроенность резко снижала требования и увеличивала неприхотливость. Одним из таких людей был русский авиамеханик по фамилии Максимов, работавший таксистом в Каире. В 1921 году на него вышел сам Лоуренс Аравийский, продолжавший «мутить воду» на полуострове и после окончания Первой мировой войны.
Источник:
Британский шпион действовал эффектно – прокатившись на такси русского, он заплатил Максимову столько, сколько он не заработал бы и за несколько месяцев. Затем последовало угощение обедом в одном из лучших ресторанов города, и предложил место в ВВС Хиджаза. Фактически, Максимов должен был поднять эти силы на новый уровень – матчасть была крайне изношенной, и арабам требовался нормальный механик. Белоэмигрант думал недолго – благо, англичанин обещал огромную даже по европейским меркам зарплату и личный каменный дом в Хиджазе.
В Хиджаз стекались и другие оставшиеся не у дел русские авиаторы. Король Хусейн бен Али не обманывал с деньгами, но хитрость была в другом. Сразу же стало понятно, почему на эту работу не подписывались европейские пилоты. Авиапарк королевства представлял собой редкостную рухлядь – подниматься в воздух на этих самолетах было попросту страшно. Вначале в королевстве было 9 самолетов – половина была признана неликвидной тем же Максимовым. Другая половина требовала горы запчастей и серьезного ремонта. Оказаться в Хиджазе мгновенно эти запчасти не могли, а летать было надо. Поэтому приходилось выкручиваться, что, конечно, не прибавляло надежности получавшимся конструкциям. Летать на них не были готовы даже белоэмигранты – многие из них уезжали. Зато оставшимся скучно точно не было.