Как бы не удивительно было, что ШАПОКЛЯК - это не только вредная старуха из "Крокодила Гены и Чебурашки", но об этом можно было бы догадаться. Слово то не просто так придумали наугад. Оно несет некоторый смысл даже в мультфильме.
Ну, а до популярности этой старушки оно тоже было достаточно используемым, но совсем по другому поводу.
А ведь ШАПОКЛЯК - это складная шляпа-цилиндр на пружинах. И если присмотреться к старушке из мультфильма - у нее как раз такая на голове.
Идея складного цилиндра, по некоторым предположениям, возникла по аналогии со складными треуголками конца XVIII века, которые было принято в сложенном виде держать под мышкой. Изобретателем шапокляка считается французский шляпник Антуан Жибюс (фр. Antoine Gibus). Правда, первые образцы складного цилиндра начали продаваться в Париже и Лондоне в середине 1820-х гг. и, как указывает Р. М. Кирсанова, уже к 1829 г. дошли до России, но именно Жибюс-старший в 1834 г. получил во Франции первый патент на «шляпу складного типа в вертикальном направлении» (фр. un chapeau ? forme pliante dans le sens perpendiculaire). Множество технических усовершенствований в конструкцию шапокляка внёс его младший брат Габриэль Жибюс, получивший более 30 патентов в этой области и в 1857 г. открывший целую фабрику по производству шляп в Пуасси под Парижем. Благодаря этому вторым названием шапокляка было «жибюс».
А ведь ШАПОКЛЯК - это складная шляпа-цилиндр на пружинах. И если присмотреться к старушке из мультфильма - у нее как раз такая на голове.
Идея складного цилиндра, по некоторым предположениям, возникла по аналогии со складными треуголками конца XVIII века, которые было принято в сложенном виде держать под мышкой. Изобретателем шапокляка считается французский шляпник Антуан Жибюс (фр. Antoine Gibus). Правда, первые образцы складного цилиндра начали продаваться в Париже и Лондоне в середине 1820-х гг. и, как указывает Р. М. Кирсанова, уже к 1829 г. дошли до России, но именно Жибюс-старший в 1834 г. получил во Франции первый патент на «шляпу складного типа в вертикальном направлении» (фр. un chapeau ? forme pliante dans le sens perpendiculaire). Множество технических усовершенствований в конструкцию шапокляка внёс его младший брат Габриэль Жибюс, получивший более 30 патентов в этой области и в 1857 г. открывший целую фабрику по производству шляп в Пуасси под Парижем. Благодаря этому вторым названием шапокляка было «жибюс».
Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать шапокляк в вертикальном направлении. Чтобы сложить его, достаточно было ударить ладонью по её верху. В помещении шапокляк держали сложенным и носили под мышкой; особенное практическое удобство складная шляпа предоставляла в общественных местах, в том числе в театре, где полноразмерный цилиндр приходилось сдавать в гардероб или класть на пол.
Уже к середине 1840-х гг. шапокляк стал характерной приметой модников — это отражено, например, в «Книге снобов» У. М. Теккерея, один из персонажей которой «знает всех и каждого и может рассказать историю о ком угодно; и, шествуя домой, в свою квартиру на Джермин-стрит, в шапокляке и лакированных туфлях, думает, что он первый из светских молодых людей в городе».
После Первой мировой войны шапокляк, как и цилиндр, вышел из употребления.
Вот такие дела.
Уже к середине 1840-х гг. шапокляк стал характерной приметой модников — это отражено, например, в «Книге снобов» У. М. Теккерея, один из персонажей которой «знает всех и каждого и может рассказать историю о ком угодно; и, шествуя домой, в свою квартиру на Джермин-стрит, в шапокляке и лакированных туфлях, думает, что он первый из светских молодых людей в городе».
После Первой мировой войны шапокляк, как и цилиндр, вышел из употребления.
Вот такие дела.