Те читатели, которые внимательно следят за нашим сериалом, привыкли к тому, что техника и вооружение, которое нам поставлялось, были достаточно эффективны на период времени поставок. Это были достаточно передовые образцы. Да, с недостатками, но передовые и часто превосходящие или не имеющие аналогов у нас.
Герой нашего сегодняшнего рассказа настолько противоречив, что вызывает громкие споры даже сегодня. Почти все специалисты и любители боевых машин прошлого говорят о его неудачной конструкции изначально.
Не зря же этот танк сняли с производства так же быстро, как и приняли. Кстати, немногие это знают, но именно этот танк является рекордсменом по скорости создания. Ни одна боевая машина в мире не была разработана и принята на вооружение в такие короткие сроки.
Итак, герой нашего повествования американский средний танк М3 Lee, более известный у нас как М3с «Ли».
Тут просто необходимо сделать маленькую историческую справку, касательно именно советского обозначения танка. Американский М3 и советский ленд-лизовский танк М3с на самом деле одна и та же машина. Просто буква «с» — не более чем обозначение «средний».
Есть и ещё один аспект, который просто необходимо осветить в начале материала. В среде тех, кто изучает танки времен Второй мировой бытует мнение, что другой танк, известный как М3 «Грант», американского производства, но по заказу Великобритании, не более чем точная копия М3 «Ли».
Да, «Грант» действительно копировал «Ли», но имел достаточно много отличий, чтобы быть самостоятельной машиной. Не зря же он получил имя генерала Улисса С. Гранта, командующего войсками северян в годы гражданской войны.
Напомним, генерал Роберт Эдвард Ли командовал южанами в это же самое время. И американская версия М3 «Ли» названа в честь этого генерала. Этакий специфический англо-американский юмор, суть которого нам не совсем ясна.
Особенно учитывая то, что Грант победил Ли.
Кстати, обе машины получили название именно от британцев в подарок. В Британии машины шли под другими индексами.
Точно так же неверно мнение некоторых читателей о различиях в двигателях. Часто приходится слышать о дизелях «Гранта» и бензиновых моторах «Ли». Увы, но «Гранты» имели и бензиновые, и дизельные двигатели. Почему и как это происходило — не тема сегодняшнего материала.
Начнем рассказ. Февраль 1942 года. Город Слободской Кировской области. Здесь происходит формирование 114 танковой бригады. Солдаты и офицеры бригады удивляются ежедневно. Разведчики и связисты получают мотоциклы "Харлей". Водители диковинные автомобили "Форд-6", "Шевроле", "Додж".
Но больше всего удивляются танкисты. В бригаду приходят совершенно "не наши" по внешности танки М3с и легкие М3л. 69 новых, не известных в РККА средних танков.
Именно так произошло знакомство советских солдат с новым американским танком. Поставки М3с в СССР начались именно в феврале 1942 года.