Читатели уже привыкли к тому, что по возможности мы описываем не только машины, но и эпизоды их боевого применения в нашей армии в период Великой Отечественной войны. Более того, большинство бронетранспортеров, танков, автомобилей, о которых уже шла речь, сыграли действительно важную роль. Особенно в начальный период войны.
Танк, который сегодня будет представлен вашему вниманию, для большинства читателей станет экзотикой, которая встречается достаточно редко на войне. Танк штучный для нашей армии того времени. В СССР поставлено всего 6 единиц этой машины.
Рассматривая различные документы военной поры, публикации авторов и советского, и постсоветского периода, нам так и не удалось найти достоверных фактов использования этого танка на фронте. Очевидно, что машины, присланные для испытаний, только в испытаниях и участвовали. Конечно, лучшее испытание в бою, но тут уже советским специалистам было виднее, спорить не станем.
Итак, сегодня наш герой — британский танк «Кромвель». Индекс А27М. Английский вариант – Cruiser Mk. VII Cromwell.
Для большинства читателей английская классификация танков, принятая перед началом Второй мировой войны известна. Но напомнить её необходимо.
В английской армии танки делились на три основных типа. Деление производилось по задачам, которые изначально ставились этим машинам. Легкие танки предназначались в основном для разведки.
Для непосредственной поддержки пехоты создавались хорошо бронированные, тихоходные пехотные танки. Это были подвижные крепости, которые способны были уничтожить не только живую силу, но и технику, и даже оборонительные укрепления противника.
Танки же, предназначенные для выполнения оперативных задач в составе больших танковых соединений, назывались крейсерскими или кавалерийскими. По бронированию они уступали пехотным, но обладали несомненно большей скоростью и маневренностью.
Вооружение пехотных и крейсерских танков было практически идентичным. В начальный период войны это были 40-мм (2-х фунтовые) пушки.
Начать описание танка «Кромвель» необходимо из самого далека.
Со времен Первой мировой войны. Именно тогда, в 1916 году, в Великобритании появился танковый двигатель «Nuffield Liberty», которым и оснащались большинство танков британцев.
Двигатель вполне хороший для начала, к середине века выглядел анахронизмом.
Здесь, возможно, сыграл извечный консерватизм британцев. Новая техника с трудом заходила в британскую армию. Чего стоила одна винтовка Ли-Энфилд, которая стояла на вооружении с 1895 по 1953 годы.
Многочисленные разработки новых двигателей не давали результата. И тогда было решено использовать уже имеющиеся авиационные моторы. Осенью 1940 года инженеры У. Э. Роботэм (W. A. Robotham) и Г. Спарриер (H. Sparrier), работавшие на фирме Rolls-Royce, исследовали два наиболее перспективных двигателя- 12-цилиндровые двигатели Kestrell и Merlin.
Выбор пал на уже использовавшийся в истребителях «Spitfire» мотор «Merlin». Именно его стали адаптировать для танков. Описывать этапы этой работы мы не будем. Но в результате появился 600-сильный танковый двигатель «Meteor».
В ходе испытаний 6 апреля 1941 года двигатель показал вполне хорошие результаты. Тут уместно вспомнить историю. Испытатели говорят о скорости в 80 км/ч. Однако официальных документов, подтверждающих этот факт, нет.
Но от двигателей, поставленных на учебные А15 «Crusader», такой скорости никто не ожидал, и механик-водитель попросту не справился с управлением на такой скорости и врезался в дерево на обочине.
Тем не менее, главную задачу английские конструкторы и инженеры выполнили. Двигатель получил положительные отзывы комиссии и свидетельство о признании этого двигателя основным танковым двигателем 1942 и последующих годов.