Выпускник режиссёрского факультета ВГИКа Никита Михалков очень любил итальянские вестерны с Клинтом Иствудом и думал, как адаптировать этот жанр под нашу историю. Подсказка пришла со стороны — сценарист Эдуард Володарский прочитал статью про эшелон с золотом, который во время Гражданской войны переходил от красных к белым и обратно, и в результате эти золотые слитки стали основой золотого запаса молодой Советской Республики.
Источник:
На основе газетной заметки Михалков и Володарский написали лихую приключенческую повесть «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком», опубликовали её и подали заявку на экранизацию. Тема Гражданской войны в Госкино одобрялась и съёмки разрешили.
Источник:
Все истерны, которые снимались до этого, относились к историко-патриотическому кино, Михалков же задумал фильм не о героях и подвигах Гражданской войны, а о мужской дружбе, романтике погонь и поисках не только сокровищ, но и приключений. Когда режиссёр запросил для работы цветную плёнку, то было решено не баловать дебютанта и выдали ему весьма ограниченное количество. В результате часть фильма стала чёрно-белой, но это даже добавило ему стиля. Когда уже утвердили сценарий и начали подготовку к съёмкам — Никите Михалкову пришла повестка из военкомата. Работу пришлось прервать, так как режиссёр отправился служить в подводном флоте на Камчатке.
Источник:
Съёмки начались летом 1973 года на «Мосфильме» — там построили все интерьерные декорации. Потом группа переехала в Подмосковье и сняла сцену проводов красноармейцев. Затем все поехали в Грозный, где и была снята основная часть фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». По легенде, работать в Чечне режиссёра убедил танцор Махмуд Эсамбаев. Завершительный этап съёмок проходил около Баку — там переснимали сцену ограбления поезда. Снятый до этого вариант оказался бракованным, а в Чечне пошёл снег и натурные съёмки проводить уже было нельзя…
Источник:
В свой фильм Никита Михалков позвал ещё мало кому известных молодых актёров — Юрия Богатырёва, Константина Райкина, Александра Кайдановского, Александра Пороховщикова, Сергея Шакурова и Александра Калягина, а самым знаменитым среди них был Анатолий Солоницын. Для Юрия Богатырёва роль Шилова стала всего второй работой в кино. Михалков познакомился с ним ещё в Щукинском училище и сначала позвал в свою дипломную работу, а потом снял в шести фильмах. Михалков считал актёра своим талисманом, и все самые яркие роли Юрий Богатырёв сыграл именно у этого режиссёра.
Источник:
Выбор мягкого, интеллигентного Богатырёва на роль отчаянного чекиста многих удивил, но Михалков знал, что Богатырёв, пусть через сопротивление, но сможет сыграть кого угодно. Актёр был очень сильным, крупным, но совершенно неспортивным человеком. Перед съёмками ему пришлось худеть, ходить в спортзал и на верховую езду, но главная проблема была в другом — он никогда в жизни не дрался. По сценарию ему надо было бить по лицу Александра Кайдановского, а у Богатырёва рука не поднималась! «Я просто не могу ударить Сашу!» — говорил он Михалкову, и на очередном дубле тот взорвался: «При чем тут ты?! При чем тут Саша?! Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!»…