Гете назвал его «эликсиром молодости» и воспел в поэме «Фауст». Его очень почитали Алексей Косыгин и Шарль де Голль, а в числе теперешних любителей — английская королевская семья. Он по праву считается визитной карточкой Латвии. Речь идет о Рижском бальзаме.
Путевка в жизнь от Екатерины II
История Рижского бальзама берет свое начало с середины XVIII века и связана она с Россией и ее тогдашней императрицей Екатериной II. Как-то она пожаловала в Латвию и там захворала. Русская императрица страдала коликами.
Тогда рижским аптекарем Абрахамом Кунце Екатерине был предложен «чудо-бальзам» в качестве лекарства от ее недуга. Он назывался по имени его изготовителя, то есть «Бальзам Кунце». У аптекаря был старинный рецепт XVII века, в котором описывалось приготовление водочного настоя из целебных трав.
Доподлинно неизвестно, насколько строго Кунце придерживался этого рецепта, но его лечебный бальзам состоял из 75% ароматической воды, 22,5% спиртовой настойки и 2,5% настойки шафрана. При таком сложении компонентов получался спиртной напиток крепостью 16 градусов.
Самую кропотливую и точную работу нужно было проделать для получения ароматической воды. Для ее получения композиция из листьев лаванды, перечной мяты, шалфея и розмарина, плодов укропа и коры корицы заливалась 87%-м спиртом (объемом 75 мл) и водой (300 мл). По прошествии суток все это дистиллировалось. Результат — 200 мл ароматической воды.
Но вернемся к русской императрице. Екатерина Великая осталась очень довольна целебными свойствами присланного ей бальзама. Он излечил ее от недуга, императрица пришла в восторг и даровала аптекарю из Риги привилегию на изготовление «чудо-бальзама».
Об этом прослышал предприимчивый русский купец Сергей Лелюхин и откупил рецептик у Абрахама. Лелюхин вплотную занялся этим делом: начиная с 1789 года в Россию из Риги каждый год отправлялось 300?000 керамических бутылочек с этим напитком.
Так, благодаря российской правительнице рижский черный бальзам вошел в моду при ее дворе и стал все чаще появляться на столах знати России, а позже и всей Европы.
33 медали и восстановление утерянного рецепта
В 40-х годах XIX века производство бальзама было поставлено на промышленную основу. С 1847 года вплоть до начала Второй мировой войны изготовлением «Рижского травяного бальзама» занималась заквасочно-алкогольная фабрика Альберта Вольфшмидта. За это время, а если быть совсем точным, в период с 1860 по 1935 годы, Рижский бальзам получил 33 золотые и серебряные медали на международных выставках.
Мастерами на фабрике работали братья Шрадеры, и именно они хранили секрет приготовления напитка. В 1939 году им пришлось уехать в Германию. Они уехали и увезли этот секрет с собой, не поддавшись на уговоры и просьбы тогдашнего хозяина фабрики продать рецептуру.
Ни во время войны, ни продолжительное время после нее о бальзаме ничего не было слышно. Скорее всего, Шрадеры так и не смогли воспользоваться имеющейся у них технологией. В Латвии стали считать, что оригинальный рецепт утерян навсегда.
Так считали вплоть до 1954 года, когда на Рижском заводе ликеро-водочных изделий вновь начали выпускать керамические бутылки с Рижским бальзамом. Мастера этого завода шаг за шагом, методом проб и ошибок и всяческих химических анализов восстановили оригинальный вкус утерянного рецепта. За эталон брались оставшиеся порции нереализованного бальзама.
Визитная карточка Латвийской Республики
Всю вторую половину XX века и до наших дней «Рижский черный бальзам» по праву считается визитной карточкой Латвии. Он очень популярен у туристов, в качестве сувенира его увозят как в Россию и страны СНГ, так и в Европу и далекую Америку. Успех этого латвийского бренда объясняется прежде всего неповторимостью вкуса и качеством.
Бальзам выдерживают в специальных дубовых бочках, что привносит в букет горьковатый вкус. Алкогольный напиток выпускается в оригинальных керамических бутылках, которые делаются из особой глины (еще Гиппократ установил, что только в глиняной посуде сохраняются все целебные свойства любого продукта). Керамика не только сохраняет лечебные свойства, но и предохраняет содержимое от влияния солнечных лучей.
К сожалению, керамические бутылки не защищают бальзам от подделок. Так, лет 10 назад был выявлен фальсифицированный «Рижский черный бальзам», закрытый пластмассовой пробкой (а не оригинальной дубовой), крепостью 50,4% вместо положенных 45%. Так что остерегайтесь подделок.